?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Казалось бы: метро — оно и в Африке метро.  Однако на самом деле между метрополитенами есть множество различий, национальная специфика, даже своя культура. Вот у нас есть скучные "Правила пользования метрополитеном", которые мало кто читал. А у японцев хорошим манерам в подземке была посвящена целая серия красочных плакатов.  Они представлены на сайте об истории пропаганды.


Японское метро впервые начало свою работу 30 декабря 1927 года, когда частная компания "Токийская подземная железная дорога" открыла первую линию подземки между столичными станциями Уэно и Асакуса протяженностью всего 2,2 км.

Прежде всего, необходимо отметить одно довольно важное обстоятельство: метро в Японии никогда не принадлежало государству, хотя еще не так давно железные дороги в Японии в большинстве своем были государственными. Соответственно, деньги на строительство и эксплуатацию метрополитена никогда не выделялись из государственного бюджета, так что у японского правительства никогда не болела голова по поводу того, где достать деньги, столь необходимые для развития метрополитена.

Первая линия Уэно-Асакуса в последующем была продлена до Гиндзы, а в 1939 году - еще дальше, до Сибуи. Так еще до Второй мировой войны возникла линия Гиндза с 14 станциями - от Сибуи до Асакусы. Вскоре после Токио, а именно в 1933 году, метро было построено и в Осаке, тогда втором по величине городе Японии. Других претендентов на собственную подземку до второй мировой войны в Японии не появилось.

В послевоенные годы Японии явно было не до дорогостоящего строительства, тем более после поражения Японии. Но с окончанием оккупационного периода метро стали строить дальше. Следующей линией стала Маруноути, которая была открыта в 50х годах. Она соединяла Синдзюку и Икэбукуро через центр города. Прокладка всей линии Маруноути с 24 станциями была завершена в 1962 году.

Японские специалисты выделяют две характерные черты метро в Японии:

1) Большинство сравнительно недавно построенных линий спроектировано таким образом, чтобы они могли соединяться с железнодорожными линиями, идущими по поверхности земли, причем пригородные электрички, входя в городскую черту, зачастую ныряют под землю, используя рельсы метрополитена.

2) Чаще всего метрополитен строится менее затратным способом - с поверхности. Сверху выкопанный тоннель закрывается стальными листами, по которым идет автомобильный транспорт. Это облегчает доступ в тоннели при ремонте. Но в зависимости от рельефа тоннели могут прокладывать и проходческими щитами, выводить поезда на поверхность, где есть для этого свободные участки земли, а где нет - на надземные эстакады. Поэтому название "подземка" по отношению к Японии не всегда оправданно.

По состоянию на 2003-г. в Токио было 13 линий метро общей протяжённостью 286,2 км, это третья по величине сеть метро в мире.

Девятью из тринадцати линий заведует Управление скоростного транспорта Тэйто (Эйдан). Эйдан — это особая корпорация, созданная правительством страны и муниципальным правительством Токио. Остальными четырьмя линиями заведует муниципальное прави тельство Токио (Тоэй). В 23 административных районах Токио 224 станции — в среднем по одной станции на 1,66 кв. км столичной территории. Конечно, в центральных районах города некоторые линии метро сходятся и пересекаются, так что станции располагаются там ещё ближе друг к другу.

Такое большое число линий, как правило, позволяет подъехать достаточно близко к нужному месту. Можно пересаживаться с одной линии метро на другую или с линий метро на пригородные поезда частных железнодорожных компаний и "Восточно-Японской железнодорожной компании" (Джей-Ар). Это делает пригородные поездки удобными, за тем лишь исключением, что конфигурация сети и переходы между линиями нередко извилисты и запутанны. Например, по прямой от станции Нагататё (линия Юракутё) до станции Акасака Мицукэ (линия Маруноути) всего 250 метров, но при пересадке с одной станции на другую придётся пройти 500 метров и пересечь платформу ещё одной станции, которая называется Нагататё, на линии Хандзомон. Издан целый ряд книг с рекомендациями по пере садкам с одной линии на другую в этой удобной, хотя и сложной сети метро. При поездке разными линиями не всегда нужно пересаживаться, потому что многие поезда метро и пригородные поезда различных компаний обеспечивают прямое сообщение с линиями друг друга. Например, линия метро Хандзомон соединяется с линией Токю Дэн-эн Тоси в Сибуя, линия метро Тиёда — с линией Дзёбан Джей-Ар в Аясэ, а линии метро Тоэй Мита и Намбоку — с линией Мэгуро Токю в Мэгуро. Поезда прямого сообщения, соединяющие линии метро с железнодорожными линиями частных компаний и Джей-Ар, избавляют многих пассажиров от неудобств пересадки в пригородных поездках.

Источник: japantravel.ru

Представляем плакаты, пропагандирующие хорошие манеры, которые появлялись в токийской подземке с 1976 по 1982 год.

Три чудовища, досаждающие в поездах
октябрь 1982 года

 Три чудовища, досаждающие в поездах, изображенные на плакате, это Нэссий (Nesshii, спящее чудовище), Ассий (Asshii, чудовище, закинувшее ногу на ногу) и Симбунсий (Shinbunshii, чудовище, читающее газеты).

Не бросайте жевательную резинку на платформе
сентябрь 1976 года

 Даже Супермен не справится с жевательной резинкой, выброшенной на платформу станции.

Оккупант
июль 1976 года

 Созданный под впечатлением от фильма Чарли Чаплина «Великий диктатор», этот плакат призывает пассажиров не занимать больше места, чем необходимо.

Не забудь свой зонтик
июнь 1977 года

 На этом плакате куртизанка высшего класса Агэмаки (Agemaki) из представления театра кабуки «Сукэроку» («Sukeroku»), о которой говорили, что при виде ее захватывающей красоты мужчины забывают обо всем, призывает пассажиров не забывать зонтики при выходе из вагона.

Космические захватчики
март 1979 года

 Этот плакат 1979 года отдает должное исключительно популярной аркадной видеоигре «Космические захватчики» («Space Invaders»), и призывает пассажиров читать газеты, не вторгаясь в личное пространство других пассажиров.

Исами-аси (Isami-ashi): Жди за белой линией
май 1979 года

 Изображение борцов сумо, застывших в схватке, напоминает пассажирам о том, чтобы они ждали поезд в безопасной зоне, за белой линией.

Не забудь зонтик
октябрь 1981 года

 Текст вверху этого плаката – изображающего Иисуса, заваленного зонтиками во время Тайной Вечери – гласит: «Касанэ-гасанэ но ками-даноми» («Kasane-gasane no kami-danomi»), буквально «Молю Бога о помощи снова и снова». Плакат обыгрывает сходство слов «каса» (зонтик) и «касанэ-гасанэ» (снова и снова).

Защемило, чёрт побери! (Shimatta)
март 1977 года

 Этот плакат предостерегает пассажиров от попадания сумок, которые они носят на плече, в закрывающиеся двери поезда.

Кашляющие на платформе
январь 1979 года

 Нарисованный в стиле картин Анри де Тулуз-Лотрека, этот плакат, озаглавленный «Хоому дэ Конкон» (кашляющие на платформе) – предупреждает пассажиров, чтобы они не курили на платформах станций во время установленных «часов без курения» (с 7 до 9-30 утра и с 5 до 7 вечера). Плакат обыгрывает сходство слов «конкон» (звук кашля) и «канкан» (французский групповой линейный танец).

Спи дома
декабрь 1981 года

 Этот плакат с изображением Дораэмона, одетого как Санта-Клаус, призывает людей, напившихся на Рождество или Новый год, не засыпать в поезде.

Не мыслитель
май 1981 года

 Изображение версии скульптуры Огюста Родена «Мыслитель» с ногой, закинутой на ногу, призывает пассажиров сидеть так, чтобы не мешать другим пассажирам.

Каппа
август 1979 года

 Изображение каппы (водяного) на фоне горящих сигарет напоминает не курить на платформе во время установленных «часов без курения» (с 7 до 9-30 утра и с 5 до 7 вечера). Текст вверху плаката гласит «Гаман гурай ва хэ но каппа» («Gaman gurai wa he no kappa»), что приблизительно переводится как «Ждать – не такая уж и проблема».

Зонтики, забытые в подземке
июнь 1976 года

 Этот плакат с Мэрилин Монро напоминает пассажирам не забывать зонтики, когда они выходят из поезда. Текст в верхнем правом углу «Каэрадзару каса» («Kaerazaru kasa», «Зонтик, который не возвращается») обыгрывает «Каэрадзару Кава» («Kaerazaru Kawa»), японское название «Реки, не текущей вспять», фильма 1954 года с Мэрилин Монро в главной роли.

Я встану
июль 1979 года

 Уэсуги Тэппэй (Uesugi Teppei), герой популярной манги «Орэ ва Тэппэй» («Ore wa Teppei»), предлагает уступать место пожилым и немощным людям.

Не вскакивайте в поезд
апрель 1979 года

 Этот плакат предлагает пассажирам не вскакивать в поезд в последний момент. Текст (かけこみ禁寺является игрой слов かけこみ禁止(«Какэкоми кинси» - «Не вскакивайте в поезд») и かけこみ寺(Какэкоми дэра – храм Какэкоми), который долгое время был известен как убежище для замужних женщин, сбежавших от своих мужей.

Полностью показывайте ваш проездной билет
сентябрь 1978 года

 Изображение Наполеона, держащего частично спрятанный проездной билет, должно напоминать пассажирам полностью показывать проездные билеты дежурному по станции при проходе через турникет. Страница словаря на заднем плане выглядит ссылкой на знаменитую фразу Наполеона «Слова «невозможно» нет в моем словаре».

Человеку свойственно забывать
февраль 1976 года

 Этот плакат, напоминающий пассажирам, чтобы они не забывали свои вещи при выходе из вагонов, показывает Астро Боя, возвращающего забытую шляпу и зонтик своему создателю, Осаму Тэдзука (Osamu Tezuka).

Когда звонит колокол, уже слишком поздно
апрель 1977 года

 Этот плакат, изображающий Золушку, убегающую с бала, когда часы начинают бить полночь, должен напомнить пассажирам, что опасно пытаться вскочить в поезд после того, как прозвучал сигнал об отправлении.

Дева Мария устала
декабрь 1977 года

 Изображение девы Марии с младенцем Иисусом на руках призывает пассажиров уступать места матерям с маленькими детьми.

Не курите в «некурящие часы»
октябрь 1980 года

 Обезьяна из «Путешествия на Запад» предупреждает пассажиров не курить на платформе во время установленных «часов без курения» (с 7 до 9-30 утра и с 5 до 7 вечера).

Ты выпил слишком много
октябрь 1976 года

 Этот плакат, изображающий захмелевшего Санта-Клауса, обращается к пьяным пассажирам. Приблизительный перевод текста гласит: «Я выгляжу как Санта-Клаус, потому что ты слишком много выпил. Сейчас еще только октябрь. Если ты выпил, прими во внимание других пассажиров».

Васурээмон
июнь 1980 года

 Дораэмон дружески напоминает не забывать зонтик. Текст внизу предлагает написать ваше имя, адрес и название компании (или школы) на вашем имуществе.

Марсель Марсо
октябрь 1978 года

 Марсель Марсо указывает жестом на приоритетные места, зарезервированные для пожилых пассажиров и пассажиров с ограниченными возможностями, беременных женщин и пассажиров с маленькими детьми.

Я наступил на жевательную резинку
март 1980 года

 Изображение кота, наступившего на жевательную резинку, игриво обыгрывает популярную детскую песню «Нэко фундзятта» («Я наступил на кота»).

Полностью показывайте ваш проездной билет
сентябрь 1976 года

 Плакат напоминает пассажирам полностью показывать проездные билеты дежурному по станции при проходе через турникет, даже если они пролетают через турникет как Супермен.

Пожалуйста, откройте
июль 1977 года

 Плакат с тающим снеговиком призывает пассажиров, сидящих возле окна, открыть его, чтобы впустить прохладный воздух, когда внутри вагона жарко.

Время некурения
ноябрь 1982 года

 Изображение Джона Вэйна на фальшивой обложке журнала «Тайм» напоминает не курить на платформе во время часов без курения (с 7 до 9-30 утра и с 5 до 7 вечера)

Источник

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
online_shopping
Jan. 5th, 2014 12:51 pm (UTC)
Судя по плакатам, вагоны японского метро наполовину завалены зонтами.
djak_krjakutny
Jan. 5th, 2014 12:59 pm (UTC)
Креативно
egovoru
Jan. 5th, 2014 01:33 pm (UTC)
Да, меня тоже позабавило, что, судя по плакатам, главная проблема - это забытые зонтики! Даже позавидовала...
o_apankratov
Jan. 5th, 2014 02:29 pm (UTC)
С "Тайной вечерей" это они зря :(
Кстати, любопытно, "живы" ли у них довоенные станции, или всё перестроили до неузнаваемости?
rideamus1
Jan. 5th, 2014 03:14 pm (UTC)
почему зря ? У них огромное количество верующих в Христа ...
так же как и например в Эфиопии православных 50 % населения .
как то об этом не хотят знать и осознавать , как буд то Христос чисто наше изобретение и больше негде его нет ..
Они прекрасно его любят и почитают у себя ..без наших комплексов ....

Edited at 2014-01-05 03:15 pm (UTC)
o_apankratov
Jan. 5th, 2014 03:19 pm (UTC)
О чём и речь, смешение священного изображения с зонтиками вряд ли свидетельствует о почтительности :( Одно дело монстры всякие, супермены и прочие "герои масс-культа" ... а тут Христос ... заповедь ведь есть: "Не помяни всуе" ...
rideamus1
Jan. 5th, 2014 04:17 pm (UTC)
а по мне это ваш комплекс ...люди разные они смотрят на одно и тоже по разному ...
Там где вы видите не почтительность , другие ничего подобного не видят ...
Наверное это зависит от мировозрения и характера ..
o_apankratov
Jan. 5th, 2014 05:17 pm (UTC)
Скорее, всему просто своё время и место ...
rideamus1
Jan. 5th, 2014 07:01 pm (UTC)
Просто вы смотрите на на " Тайную вечерю " как на икону и делаете из всех изображений Христа - идола , где суть учения уже утерена , но это картина , фреска для помещения , чем она и является в оригинале...
Просто она стала ещё знаменита не только благодаря сюжету и персонажам , но и ещё и своим автором ...
o_apankratov
Jan. 5th, 2014 07:20 pm (UTC)
Простите, икона это не идол ... тут один комментатор, похоже, верно охарактеризовал вашу "компетентность" в данном вопросе ...
rideamus1
Jan. 5th, 2014 10:48 pm (UTC)
а как его компетентность ? Я в ней имею серьёзные сомнения .. Во первых тайная вечеря это не икона ..
а я ещё говорю про то , что из любой мелочи относящейся к религиозной тематики делают идолов , при том уже плевав на суть учения ...
плюют на суть учения ,но на всякий случай не одобряют любое измышление , а так же с удовольствием на всякий случай покупают как сувениры ....
Поэтому меня изображение Христа на плакате не вводит в религиозное негодование , потому что я абсолютно чётко понимаю разницу между трепетом перед изображением и тем что это человек в своё время пытался донести до людей ...
И вам того же желаю , почему бы вам то же над этим не задуматься ?
o_apankratov
Jan. 9th, 2014 12:02 pm (UTC)
В традиционной христианской культуре ЛЮБОЕ изображение Христа, как Бога (Он ведь, по учению Церкви, не только человек),является сакральным,т.е. священным, и отношение к нему должно быть соответствующим, отнюдь не рекламно-плакатным. И это тоже СУТЬ Учения, не поминать Божество всуе - одна из 10 заповедей, о чём уже приходилось здесь напоминать.
Кстати,характерно,что на картинках нет ни персонажей синтоистского пантеона божеств, ни деятелей истории или политики Японии, безусловно, широко известных в стране ... т.е. свои святыни они не смешивают с рекламой, а вот чужие для них, получается, "можно" ... :(
iime
Jan. 5th, 2014 05:00 pm (UTC)
Товарищ столько же знает о христианстве, сколько и о Японии.
В Японии христиан не больше двух процентов по самым оптимистичным оценкам.
Так что для них это просто популярные визуальные образы для внутреннего употребления ( тем более что в посте речь идет о 70-х годах, когда политкорректность и толерантность еще не ввели во всеобщий оборот)
o_apankratov
Jan. 5th, 2014 05:19 pm (UTC)
"Для них" - это для большинства обычных японцев, а не для христиан.
iime
Jan. 5th, 2014 05:49 pm (UTC)
Разумеется. И думаю, что сейчас такой сюжет для метро возможно и не одобрили бы.
(Существует еще точка зрения, что под влиянием буддизма и синтоизма японцы проще относятся к символике других религий, их релятивизм и в этом проявляется и им сложно представить наши чувства. Но тут я не слишком знаком с вопросом)
o_apankratov
Jan. 5th, 2014 06:22 pm (UTC)
К вашему в скобках: релятивизм исторически связан с политической историей страны - вплоть до 1945-го, т.е. до поражения в войне и амер. оккупации, все без исключения подданные Японской Империи,невзирая на их отношение к религии, были по закону обязаны быть немного синтоистами, - принавать происхождение ТеннО (императора)от богини Солнца Аматэрасу и участвовать в соотв. церемониях в дни гос. праздников. Иначе возникали, мягко говоря, проблемы (русским эмигрантам в оккупированном японцами Китае с большим трудом удавалось сего избегать,и то, насколько знаю,в основном лицам духовного звания,а не всем подряд).И хотя формально это давно в прошлом, инерция восточного сознания очень сильна, традиция,как-никак ...
(Deleted comment)
sherry_ly
Jan. 5th, 2014 05:24 pm (UTC)
Какие-то слишком яркие, кричащие, а порой и агрессивные плакаты. Некрасиво и неинтеллигентно.
anutini_glazki
Jan. 5th, 2014 07:19 pm (UTC)
до поездки в японию, наверно, оно бы меня удивило. после поездки в японию оно выглядит органично и нормально.
спасибо, интересная подборка :)
alek_morse
Jan. 5th, 2014 08:25 pm (UTC)
Отличный рассказ и классные плакаты!

Зонты, видно, настоящее бедствие для японского метро.
feodorovna12
Jan. 6th, 2014 05:22 am (UTC)
Совершенно замечательная подборка! Спасибо!
Вот не боятся больше западного влияния. Наоборот пропагандируют, и как! А при этом весь мир помешан на элементах японской культуры, - манга, аниме, икебана, оригами, суши и пр и пр и пр. И от нас не убавилось а прибавилось. И от них не убавилось, а прибавилось.
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner