?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

К 70-летнему юбилею освобождения Киева от нацистов издательство ВАРТО специально для bigmir)net подготовило материал о предвоенной столице - чем она жила и как застраивалась в тридцатые годы.

ТЕКСТ - Елена Насырова. Издательство ВАРТО

ФОТО из архива семьи Малаковых, частных коллекций С. Машкевича, М. Кальницкого, коллекции издательства ВАРТО и ЦГКФФАУ им. Г. Пшеничного

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Киев 30-х годов: как появился Кабмин и куда девались церкви. ЧАСТЬ 1

Здание облпарткома

Центр довоенного Киева / Издательство ВАРТО

Один из последних открыточных видов центральной части довоенного Киева. В центре снимка — здание облпарткома. Через несколько лет после всех военных испытаний, эта часть города полностью преобразится.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Киев 30-х годов: памятник Шевченко и новый вокзал. ЧАСТЬ 3

Здание современной Национальной филармонии

Национальная филармония была тогда Дворцом пионеров и октябрят / Издательство ВАРТО

Так выглядел вход в здание современной Национальной филармонии. Построено оно было по проекту архитектора В. Николаева в 1882 году для Купеческого собрания. В 1930-е его отдали детям, превратив во Дворец пионеров и октябрят.

Площадь III-го Интернационала (Европейская площадь)

Не многие представители молодого поколения знают песню со словами "Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути". Непрерывно говоря о мире, Советский Союз готовился к войне. Этому постепенно была подчинена вся жизнь общества. Для новых нужд строились и новые общественные сооружения.

Будущая Европейская площадь. Дом обороны им. Фрунзе - первый слева / Издательство ВАРТО

Бывший дом Славянского на углу улицы Воровского (Крещатика) и площади III-го Интернационала (так в то время называлась Европейская площадь) в 1935–1936 годах перестраивают по проекту архитектора П. Алешина в Дом обороны им. Фрунзе. На крыше — импровизированная башня танка (в первоначальном проекте там предполагался самолет). Угловой торец украшает знак оборонного общества ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству).

Основы военной подготовки изучали все

Демонстрация на центральной улице Киева / Издательство ВАРТО

На заводах, в учреждениях, вузах и школах активно работают кружки, где молодежь (и не только) осваивает азы военных знаний. А вот и отряд комсомольцев-осоавиахимовцев со служебными собаками в противогазах на демонстрации в честь ІХ съезда ЛКСМУ проходит по улице Воровского.

На улице Воровского-Крещатик были трамвайные пути

Закладка нового асфальта на улице Воровского-Крещатик / Издательство ВАРТО

В преддверии подобных мероприятий еще до переезда правительства в Киев на Воровского-Крещатике были сняты трамвайные рельсы, убрана брусчатка и положен новенький асфальт.

Троллейбусы на Крещатике

Эти дома на Крещатике не сохранились / Издательство ВАРТО

С 1935 года по главной улице вместо старого привычного трамвая начинают ходить троллейбусы. Хотя ни один из этих домов на Крещатике не сохранился, наверняка, любой киевлянин узнает характерный изгиб главной улицы от Прорезной (тогда улица Свердлова) до нынешнего Майдана.

Пожар уничтожил Крещатик

В страшном пожаре осенью 1941 года погибли не только многие дома Крещатика, но и застройка близлежащих улиц. Более того, Музыкальный переулок, который располагался в глубине первого квартала четной стороны улицы Свердлова (Прорезной), был уничтожен полностью. Название свое переулок получил из-за находившихся там консерватории и музыкального училища.

На улице Прорезной был Музыкальный переулок / Издательство ВАРТО

На фото (правда, более раннем — 1920-х годов), люди идут по Прорезной, а телега с лошадью выезжает из Музыкального переулка.

Бессарабский рынок почти не изменился

Бессарабский рынок почти не изменился / Издательство ВАРТО

Здание Бессарабского рынка с тех пор и до наших дней изменилось незначительно, вот только трамвайных рельсов вокруг Бессарабки давно нет.

Головокружительный трамвай

К Бессарабке вел трамвайный маршрут, который отменили после аварии / Издательство ВАРТО

Трамвай №18 на повороте с Круглоуниверситетской улицы к Бессарабке. Маршрут для киевского рельефа был в прямом смысле слова головокружительным. Его отменили после страшной аварии, когда вагон с пассажирами сорвался примерно в том же месте, что на фотографии, и опрокинулся вниз на площадку за рынком. Но это было уже после войны.

Возле Театра оперы и балета тоже ходил трамвай

Театр оперы и балета имени Карла Либкнехта / Издательство ВАРТО

По улице Владимирской (в то время — Короленко) тоже ходил трамвай. Перед зданием Государственного столичного академического театра оперы и балета имени Карла Либкнехта (так замысловато он тогда именовался) хорошо видны рельсы.

На площади за театром примерно на месте современного памятника основоположнику украинской классической музыки расположены рекламные щиты книжной ярмарки. Памятник перед войной там хотели установить, только не Лысенко, а Пушкину.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
sensati
Jan. 8th, 2014 04:22 pm (UTC)
это ж какая гнида
одевала на собаку противогаз ...
zig_master
Jan. 8th, 2014 05:40 pm (UTC)
Спасибо!
Трамвай на Владимирской сняли намного позднее после войны, в 1959 году, а на Круглоуниверситетской вообще не из-за аварии. Вагон опрокинулся выше (о жертвах не знаю) в 1938 году, после этого линию спрямили - с Банковой она теперь выходила прямо на Круглоуниверситетскую - и она работала до самой войны. После войны ее не восстановили просто потому, что автолюбители из ЦК Компартии (сейчас там администрация президента) походатайствовали о снятии рельсов на Банковой. Какое-то время линию по Круглоуниверситетской планировали запустить в укороченном виде, но в 1953 рельсы сняли.

Насчет взрывов пожаров на Крещатике в дни оккупации, то не так много домов действительно было разрушено (всего 18), сколько снесли при послевоенной реконструкции района. Большинство пострадали при пожарах, но подлежали восстановлению. Угол Крещатика и Прорезной, ну и Музейный переулок пострадали от взрывов больше всего - во время оккупации этот пятачок так и лежал в развалинах.

Edited at 2014-01-08 05:40 pm (UTC)
visualhistory
Jan. 8th, 2014 06:16 pm (UTC)
Спасибо за информацию! Кажется, трамваи на Владимирской есть на известной серии фотографии 1959 года (DeGroot)?
zig_master
Jan. 8th, 2014 06:45 pm (UTC)
Да, Рэймонд ДеГрут пофотал Владимирскую на цвет в июле 1959-го, за 2 месяца до закрытия трамвайного движения. Фотографий немного, но это больше, чем существует остальных фото Владимирской с трамваем в цвете вместе взятых.

В октябре того же года был немец Вольфганг Штайнер и фотал много как на цвет, так и на ч/б, но он приезжал в Киев потом в 1961 и 1963. Владимирская у него есть с троллейбусом, но какого года - никто не знает. Сам Вольфганг умер в 1998, Царствие ему небесное, его коллекция попала в хорошие руки, но без датировки.

Edited at 2014-01-08 06:49 pm (UTC)
visualhistory
Jan. 8th, 2014 06:54 pm (UTC)
Очень интересно! Я впервые слышу про цветную съемку Штайнера в Киеве 1959 г.! Впрочем, про 1961 и 1963, кажется, тоже. А эти снимки есть в Сети?
visualhistory
Jan. 8th, 2014 07:09 pm (UTC)
Уже нашёл снимки Шрейнера в Сети.
Подскажите, если я правильно понял, трамвай на Крещатике перестал ходить в 1934 году, а в 1936 убрали рельсы?
zig_master
Jan. 8th, 2014 09:43 pm (UTC)
Сорри, Шрейнера Штайнером обозвал, да простит он меня. Да, в сети многое, хотя не все.

В 1934 вроде как рельсы убрали с Крещатика, Хмельницкого (Ленина) и Пирогова, нигде не встречал упоминания, что они дольше лежали. В 1936 там троллейбус уже запустили.
Разве что в 1936 рельсы убрали на ул.Красноармейской между площадями Бессарабской и Льва Толстого.
czerjoszyn
Jan. 14th, 2014 10:17 pm (UTC)
Пусть все эти архитектурные утраты как военного, так и мирного времени в Киеве и других украинских городах служат напоминанием всем жителям Украины о том, как важно беречь свою независимость. В 1920 году украинцы — в отличие от поляков — не защитили свою независимость, поверив большевикам. Эта бомба замедленного действия сработала сначала в 1933 году, затем — в 1937-м, в 1941-м и, наконец, в 1986-м.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner