?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кстати, кто знает цифры производства автомобилей в 1913 г. ведущими странами? В Интернете удалось найти такие цифры только по США. В этой стране произвели 485,000 машин при общемировом производстве в 606,124 штук (источник). Сколько автомобилей собрала Россия в 1913 я также не нашёл, что-то около 300 штук.

Оригинал взят у ulmerug в Первые шаги русского автомобилестроения

«По окрестностям Питера разъезжает механический экипаж. Его пассажиры выдают себя за производителей и едва ли не изобретателей этой машины и клянутся, что все до последнего винтика в экипаже сделано ими в собственной мастерской».

Так весной 1896 года недоверчивая пресса сообщила читателям о появлении первого в истории русского автомобиля. А уже 1 июля «самодвижущийся экипаж» демонстрировался на Всероссийской промышленной и художественной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде. Император Николай II лично осмотрел автомобиль в действии.

Автомобиль конструкции Яковлева-Фрезе на Нижегородской выставке 1896 года

На волне стремительного индустриального подъема, происходившего в Российской Империи со второй половины XIX века, появление отечественного автомобилестроения выглядит вполне органичным явлением. Его пионерами заслуженно считаются отставной лейтенант императорского флота Евгений Александрович Яковлев и горный инженер Петр Александрович Фрезе, которые и сконструировали представленный публике в 1896 году автомобиль. Надо заметить, этим их вклад в развитие отечественной промышленности не ограничивался: изобретатели были основателями "Первого русского завода керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева" и Акционерного общества постройки экипажей "Фрезе и К°".










Евгений Александрович Яковлев (1857 – 1898 гг.) Петр Александрович Фрезе (1844 – 1918 гг.)




На заре российского автомобилестроения заводы с полным циклом были относительной редкостью. Большее распространение получило раздельное производство шасси и кузовов. То есть будущий автолюбитель, купив шасси, затем передавал его на экипажную фабрику для оснащения кузовом.


Стоит сказать, что продукция российских экипажных заводов высоко ценилась во всем мире, о чем свидетельствуют многочисленные награды международных выставок. Особым знаком качества являлось и то, что в начале XX в. отечественными кузовами оснащались автомобили легендарной ныне марки «Мерседес».


"Мерседес" с российским кузовом
Первопроходцем полноценного серийного производства в России легковых и грузовых автомобилей стала петербургская фабрика Фрезе. С 1901 по 1904 гг. здесь было изготовлено более сотни машин, в том числе с электроприводом; прошли испытания троллейбус и автопоезд с электротрансмиссией.


Электромобиль Фрезе (7л.с.)


Автомобили Фрезе (8л.с.)


Автомобили Фрезе (6л.с.)


Пассажирско-грузовые автомобили Фрезе для Военного ведомства
В 1902 году за серийный выпуск автомобилей взялся завод акционерного общества "Г. А. Лесснер". В качестве консультанта был приглашен известный русский изобретатель автомобилей и двигателей Борис Григорьевич Луцкой (Луцкий), моторами конструкции которого стала оснащаться продукция фабрики. В 1904 г. на заводе строится один из первых в России пожарных автомобилей. Налаживается производство почтовых фургонов. В 1907 г. на Первой Международной автомобильной выставке в Петербурге фабрика демонстрирует собственные кареты скорой помощи и награждается Большой золотой медалью за производство и распространение автомобилей в России. На 1909 год продукция завода включала в себя широкую линейку легковых и грузовых автомобилей различных объемов двигателя с применением оригинальных конструктивных решений.


Б.Г.Луцкий за рулем машины собственной конструкции


"Лесснер" (12л.с.)


Фургон "Лесснер" грузоподъемностью 1200 кг, 1907 г


"Лесснер" (22л.с.)


Почтовые фургоны "Лесснер"


Гоночный "Лесснер" (32л.с.)


Грузовой "Лесснер"


Пожарный автомобиль "Лесснер" Тип 1


Пожарный автомобиль "Лесснер" Тип 2
В 1908 году на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге организуется автомобильный отдел во главе с Иваном Александровичем Фрязиновским. С 1909 года здесь начинается выпуск машин известной марки «Руссо-Балт». За 7 лет было произведено около 500 единиц. На Русско-Балтийском заводе освоили и производство автомобилей повышенной проходимости: на базе модели «С» была выпущена предназначенная для зимней эксплуатации машина с полугусеничным движителем, оснащенная лыжами. Вообще, отличительной чертой «Руссо-балтов» являлась надежность и прочность: известен случай столкновения машины во время автопробега с бревенчатой избой, после которого автомобиль оказался практически не поврежден. Благодаря победам в престижных автомобильных соревнованиях, марка становится широко известной. Первое в истории покорение вершины Везувия автомобилем «Руссо-Балт» гремит на весь мир.



И.И.Иванов и И.А.Фрязиновский на машине "Руссо-Балт С 24/55", 1913 г.


Руссо-Балт С 24/40


"Руссо-Балт К12/20" II серии


"Руссо-Балт С 24/58" - легендарный "Огурец" второй версии - с призом после установления рекорда скорости 128,4км/ч на гонках 1913 года


Руссо-Балт С 24/60, 1914 г


Руссо-Балт повышенной проходимости


Руссо-Балт А.Нагеля, покоривший Везувий


Он же

В 1910 г. был открыт Русский автомобильный завод И.П.Пузырева. Его основатель считал необходимым, чтобы «русское производство не было бы только названием, а было бы действительно русским» и «завод вырабатывал самостоятельно все автомобильные части из русского материала, русскими рабочими и под руководством русских инженеров». Надо сказать, Ивану Петровичу удалось достигнуть поставленной цели, организовав на заводе практически полностью самостоятельное производство. Пузырев стремился «выработать тип специально русского автомобиля, отвечающего требования перемещения в России, применительно к особенностям наших путей». И в 1911 году завод выпускает первый пятиместный легковой автомобиль с большим дорожным просветом. Машина оснащалась коробкой передач оригинальной для тех времен конструкции, разработанной на заводе Пузырева и защищенной привилегией. Впервые в мире передачи в трансмиссии включались кулачковыми муфтами, а рычаги переключения находились не снаружи, а внутри салона. Фактически, это был прообраз коробки передач современных автомобилей. Еще одним новшеством было использование алюминия для картера двигателя, коробки передач, рулевого механизма и дифференциала, а также широкое применение шариковых подшипников. Серийная модель 28/40 развивала приличную для тех времен скорость - до 80км/ч.


И.П.Пузырев




Сборочный цех завода


Пузырев-28/35


Пузырев-28/40


Пузырев-28/40 с кузовом военного типа
В 1913 году на IV Международной выставке автомобилей в Петербурге Пузырев представляет пятиместный лимузин, семиместную машину с открытым кузовом «торпедо» и гоночный автомобиль. По свидетельствам специалистов, он был оснащен передовым для своего времени и весьма компактным двигателем.

Несмотря на серьезные финансовые трудности и стандартное для патриотически настроенного человека тех лет неприятие со стороны «интеллигентной общественности», называвшей его «кустарным производителем», И.П.Пузыреву удавалось сохранять и поддерживать производство. Более того, существовали планы по его расширению. Но в начале 1914 года завод неожиданно сгорает... А в сентябре, отдав последние силы на восстановление своего детища, умирает Иван Петрович Пузырев.


Повествование о зарождении российской автомобильной отрасли было бы неполным без упоминания имени признанного специалиста в области электротехники и электрических машин Ипполита Владимировича Романова. Ему принадлежит, помимо прочего, изобретение совершенной для своего времени аккумуляторной батареи, а также смелый проект подвесной электрической железной дороги, опытный образец которой(!) функционировал с 1899 года в Гатчине.


И.П.Романов

Подвесная железная дорога И.Романова

В том же году в Петербурге состоялись испытания первого отечественного электромобиля конструкции Романова, прозванного «кукушка». Интересно, что машина имела привод на передние колеса и развивала скорость до 39км/ч при запасе дальности в 64 км.


Электромобиль И.Романова
А в 1901 году на столичных улицах появился опытный образец электрического 17-местного омнибуса – нового типа городского транспорта. Испытания показали надежность и безопасность конструкции машины. И.В.Романов планировал организацию десяти маршрутов электрических омнибусов по самым оживленным магистралям города. Но Городская Дума отказалась одобрить финансирование постройки техники.


Омнибус И.Романова

Так в общих чертах выглядит история зарождения отечественного автомобилестроения. Кто знает, возможно, очевидный потенциал и прекрасные перспективы отрасли на фоне общего промышленного подъема в Российской Империи начала XX века могли вывести российские заводы в число ведущих автопроизводителей мира, и сегодня марки «Руссо-Балт» и «Пузырев» были бы не менее престижны, чем «Мерседес» или «Лексус»... Но потрясения XX века внесли свои коррективы в исторический путь нашей страны. Быть может, нуждающемуся в переформатировании российскому автопрому стоит опереться на исторический фундамент, заложенный пионерами русского автомобилестроения?

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
romanovz
Jan. 15th, 2014 07:56 am (UTC)
Эх как жалко что всё было похерено после революции.
1neurozentorro1
Jan. 18th, 2014 09:25 am (UTC)
Оно и до революции очень слабо развивалось.
1000li
Jan. 15th, 2014 09:03 am (UTC)
это нечто! вот бы покататься
tallen
Jan. 15th, 2014 09:07 am (UTC)
очень интересно, спасибо!
amyatishkin
Jan. 15th, 2014 12:48 pm (UTC)
"В 1895 г. САСШ имели всего лишь 4 легковых автомобиля, а в 1910 г. они насчитывали уже 468.000 машин, из них 10.000 грузовиков. К 1914 г. количество машин в САСШ возросло до 2 миллионов, в числе которых было свыше 50.000 грузовиков. Рост автомобильного производства в других крупных капиталистических странах шел также весьма быстро, хотя и не таким темпом, как в САСШ. Несколько позже началось и массовое производство мотоциклов и тракторов. В общем, к началу империалистической войны Франция и Англия имели, приблизительно, по 100.000 машин, Германия — около 65.000 автомобилей и 20.000 мотоциклов, САСШ — около 2 миллионов автомобилей, 150.000 мотоциклов и 40.000 тракторов, причем, наряду с колесным трактором, был уже и гусеничный трактор." (с)Милковский А. И. Автомобильные перевозки по опыту Западного фронта империалистической войны 1914—18 гг. — М.: издание академии ВАММ, 1934.
visualhistory
Jan. 15th, 2014 12:54 pm (UTC)
Спасибо за цифры! У меня где-то в шкафах с детства стоит книга "Автомобили страны Советов", там есть точная статистика производства после 1917 г. по годам и данные о количестве автомобилей в РИ до революции. Постараюсь её найти.
Dennis Koudinoff
Jan. 15th, 2014 06:44 pm (UTC)
На открытках всё, конечно, красиво. Но не могу не добавить одного наблюдения со своей стороны, листая свою коллекцию газет 100-летней давности. В них не встречается ни одного рекламного объявления о продажах российских автомобилей, но постоянно мелькает то "Фордъ", то "Уайтъ"... И трамваи в российских городах почему-то в 1913 году всё больше бельгийские и т.п. Но это всего лишь мое наблюдение :)
visualhistory
Jan. 15th, 2014 06:52 pm (UTC)
Можно добавить, что из 2600 снимков Прокудина-Горского, сделанных в Российской империи, лишь на одном можно найти автомобиль.
zig_master
Jan. 15th, 2014 09:25 pm (UTC)
Их число повышалось в геометрической прогрессии. В 1910 это была еще экзотика в городах, а в 1913 - уже привычный, хотя и еще очень дорогой транспорт
1neurozentorro1
Jan. 18th, 2014 09:23 am (UTC)
Чудовищно дорогой транспорт, будет точнее.
zig_master
Jan. 15th, 2014 09:24 pm (UTC)
Трамваев отечественных было очень много - они составляли более половины парка в Москве, Питере, Риге, ну и укомплектовывали системы поменьше. Импортные были немецкие преимущественно, бельгийские уже на втором месте. Бельгийские фирмы были концессионерами, но далеко не всегда производителями оборудования.
Рекламу Руссо-Балтов встречал не раз, хотя импорта рекламировалось, несомненно, на порядок более.
Dennis Kudinov
Jan. 16th, 2014 10:31 am (UTC)
Еще в конце 1912 года в России шли споры о том, нужны ли автомобили вообще :)В одном репортаже из заседания земства одного крупного уезда рассказывается про один такой спор о покупке автомобиля для земства. Утверждают, что толку от автомобилей мало, только смета от него увеличится. Мол, соседнее земство купило автомобиль, но он в первом же своем пути застрял так, что пришлось подкладывать доски, а через год пришел в совершенно непригодное состояние. В противовес приводится статистика на то время по США - на 300 чел. 1 автомобиль. "Американцы говорят: "время - деньги" и они правы".
Dennis Kudinov
Jan. 16th, 2014 10:34 am (UTC)
Оттуда же прямая речь:

"Мы слышали избитую красивую фразу о том, что автомобиль предмет роскоши. К счастью, лиц, утверждающих это, осталось очень и очень немного..."

И это конец 1912 года :)
sundukalive
Jan. 16th, 2014 01:41 pm (UTC)
А руль-то - правильный!
Кгхм. В основном на фото - руль правый.
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner