visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Category:

Советский Таллин на цветных фото. Часть первая.

Я был в Таллине единственный раз в своей жизни - со школьной экскурсией на закате советских времен. Несмотря на советские автомобили на улицах и русскоязычие каждого второго горожанина, было ощущение полнейшей заграницы, другого мира, даже воздух казался каким-то особенным... Не говорю уже о незабываемом впечатлении от старого города, одного из самых очаровательных в Европе.
Настоящая подборка снимков советского Таллина включает фото 1963 и 1972 гг.
Комментарии к снимкам любезно написал Josef Kats, специалист по истории города.    
Первые четыре снимка сделаны в 1963 году и принадлежат фотографу журнала "Лайф" Стэну Вэймэну (два из них уже постил ранее).


1. Смотровая площадка у т.н. «лестницы Паткуля». Панорама практически не изменилась, кроме того, что готическую башню церкви Олевисте лет десять тому назад вновь выбелили, а дымящую трубу электростанции – укоротили на треть:





2. Молодежь под лозунгом «Да здравствует знаменитая коммунистическая партия Советского союза» шагает, вероятно по бульвару Каарли. (В 1947-1988 Суворови, в 1940-41 Карл Маркси):



3. Кирха на этой фото – та самая церковь Каарли, давшая название бульвару (и повод так элегантно переименовать его в бульвар Карла Маркса в первый советский год. (Не, ну если есть уже половина топонима, почему бы не приделать к ней вторую половину, более революционную? Нафиг нам в ЭССР Карл Ваза, король чужеземный – у нас есть свой Карл Маркс! ;) ):


Яхт-клуб в Таллине на фоне развалин, если не ошибаюсь, монастыря 16 века (Иван Грозный постарался :-))
4. Грозный только завершил начатое лет за пятьдесят до него, во время церковной реформации, когда монастырь ордена св. Биргитты был разграблен горожанами. (Кстати, он не «Монастырь св. Биргитты», как пишут в путеводителях, а, все-таки, «монастырь св. Марии ордена св. Биргитты»):


Теперь переносимся сразу в 1972 г., источник снимков уже не припомню.

5. Тот же вид, что и на первом фото. До восстановления исторического цвета колокольни Олевисте остается долгих тридцать лет…



6. Вид с другой смотровой площадт Верхнего города на Ворота Длинной ноги и перекресток улиц Нунне (Монашеской, на момент съемок – Ваксали, т.е. Вокзальной), Пикк (Длинной), Вооримехе (Извозчичьей) и Ратаскаеву (Колесного колодца). Крыша воротной башни (17 век) была уничтожена в ночь на Рождество 1995 года, когда в ходе криминальных разборок была подожжена находившаяся на первом этаже соседнего дома аптека. Ныне крыша воссоздана в более «архаичных» формах под Средние века и на ней установлен ультрасовременный трешевый флюгер, обожаемый туристами по неведомой причине:


7. Вид с только что выстроенной высотной гостиницы «Виру» на Центральную площадь (ныне – площадь Виру, «в девичестве» также площадь Сталина и Русский рынок). На месте подзаброшенного сквера в правой части снимка в 2000-ые возведено здание гостиницы с садом искусственных елок на крыше. Низкое двухэтажное здание – бывший дом Ротерммана, потом – Александровское училище, швейное ПТУ имени Клементи, учебный корпус Педуниверситета ныне встроено в стеклянный монстр нового бизнес-центра:

8. Большие Морские ворота. Последние лет пятьсот вид не менялся ;) (Ну, за исключением сноса примыкающих стен, перестройки домов, различимых под аркой ворот:


9. Художник работает на улочке Тоом-Рюйтли (Рыцарей Домского капитула, во времена съемки – Линнусе, т.е Замковой). Верхний город. В перспективе – Домский собор:


10. Улица Уус (Новая) – первая в городе улица, проложенная за пределами городской стены в середине 17 века. Дом посередине, с правой стороны – т.н. «Браковка конопли» (у моих учеников этот топоним вызывает нездоровое похихикивание), единственное в городе строение с фасадом в стиле рококо. При реставрации в конце восьмидесятых годов возвращен оригинальный салатный цвет фасада и восстановлена двухмаршевая лестница с чудесной художественной ковкой при входе в дом:


11. «Более современный» район, между прочим – ровесник Старого города. Это Каламая (в переводе – Рыбный дом) – старейшее предместье города, заселенное уже в конце 14 века. Разумеется, сфотографированная застройка куда как новее – вторая полвина 19 века: за пределами городской стены здания регулярно сносились в случае нападения неприятеля. Последний раз Каламая сносили под ноль в Крымскую войну. Кстати, о сносах. Замечательная деревянная застройка, изображенная на этом фото, пала жертвой спекулянтов недвижимостью в середине девяностых. До включения предместья Каламая в список охраняемых архитектурных ансамблей оставались считанные лет лесять…:


12. Северо-западный угол Ратушной площади с доходным домом середины 19 века (там, где на снимке сберкасса) и т.н. «Домом Егорова» 1924 года. Его возведение в историческом центре наделало много шума в свое время, и стимулировала дискуссию о необходимости взятия Старого города под охрану государства:


13. Улица Харью, после перекрестка с улицами Кунинга (Королевской) и Нигулисте (по ближайшей церкви) – Кулласепа (Золотых дел мастеров). Самая пострадавшая при авиарейде 1944 года улица Старого города. Справа – одно из ее последствий, дом писателей, 1961 год:


14. Бывший губернаторский дворец (1780ые, арх. И Шульц). Перестроен из восточного крыла Тоомпеаского (Вышгородского) замка, что заметно на фото. Вдали – башня Пильштикер (Точильщика стрел - 14 век). К заднию в 1930ые построен т.н. «балкон вождя» - авторитарный лидер Константин Пятс мечтал обращаться с него к внемлющему народу. Увы – обращались оттуда уже совсем другие товарищи летом 1940 года. Ныне в здании парламент:


15. Снова Домский собор – но уже на фоне улицы Пийскопи (Епископской, на момент съемки – Каллаку, т.е. Покатой, что ли. В дословном переводе «улица Склона»):


16. Сквер, разбитый в 1947 году на месте уничтоженной в войну застройки западной стороны улицы Харбю. Уже знакомый нам дом писателей, перекресток улиц Кунинга, Кулласепа, Нигулисте. (Да, конечно же, во время съемок Королевской улицы не существовала – она в 1947 году была объединена с улицей Нигулисте, но сохранила отдельную нумерацию домов. И такая дурь бывает):


17. Ратуша. Уже очищенная от псевдоготических «усовершенствований» середины 19 века. Пятиугольная ниша над аркадой стыдливо пустеет: мало того, что в ней в находилась жутко Клерикальная картина «Страшный суд» (17 век), так ведь угораздило же ее, снятую в 1940 году, поместить на былое место в годы нацистской оккупации! Одним словом, копия картины вернулась на законное место только при реставрации 2003-2004 года:


18. Улица Пикк (Длинная) – главная торговая артерия средневекового Ревеля. Фронт застройки бюргерских домов, сохраняющий свою изначальную, готическую основу, разрывается справа двумя массивными зданиями – т.н. доходным домом Уильяма Тюлипа (1912 год, с 1914 – управление строительством Морской крепости Петра Великого, с 1919 – Военное министерство, в 1940-41 НКВД, в 1941-44 – Германская политическая полиция, в 1944-91 – КГБ) и новым корпусом КГБ (1951 год):


Продолжение следует.
Tags: 1960-е, 1970-е, Архитектурное наследие, Прибалтика, СССР в фото, Эстония
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments