?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

1950 год в цвете. СССР

После довольно продолжительного перерыва возвращаемся к нашему проекту "20 век в цвете".
Декадный цикл несколько сбился, сегодня обзор СССР 1950 года.
К этому времени цветная фотография уже получила довольно широкое распространение среди советских профессиональных фотографов, но большинство снимков дошли до нас лишь в виде репродукций в журналах "Огонёк" и "Советский Союз". Лишь изредка попадаются современные сканы с плёнок, которые дают возможность оценить качество.
Итак, 1950 год, 5 лет после окончания войны, страна восстанавливается из руин бешеными темпами, всю стройки, массовое обновление инфраструктуры и техники.

Производство мотоциклов на Ижевском заводе, 1950:




Экспериментальный гоночный автомобиль ГАЗ "Победа Спорт":



Три вида локомотивов: тепловоз, электровоз и паровоз:


Советский железнодорожник-машинист:


Трофейный немецкий дизель на линии Рига-Таллин:


Узкоколейка на юге Сахалина, где ещё за 5 лет до этого хозяйничали японцы:


Но в общем на юге Сахалина от японцев осталось на очень богатое наследство, даже в главном городе (ныне Южно-Сахалинск) 99% построек были деревянными.


Киев. Восстановление Крещатика. Знатный каменщик Фёдор Кравчук:


Студенты Физико-мат. факультета Белорусского Гос. университета:


На Московском тормозном заводе им. Кагановича (фото Бальтерманца):


Немного советской торговли 1950-го.
Сельмаг сельхозартели им. Сталина в Дмитровском районе Московской области:


Магазин в Ленинграде. Владислав Микоша:


Там же:


Реклама мебели:


Немного сельской жизни.
Удмуртия. Колхоз "Дружба". Пироги из нового урожая. Колхозница П. Ушакова со своими внуками. Савин Михаил:


Удмуртия. Колхоз "Дружба". Праздник урожая. Савин Михаил:



Вид Москвы, Пресня, Предтеченский (Большевистский) переулок:


ЦПКиО в Москве:


Откос -любимое место горьковчан:


Пионеры на Каме:


Знатный охотник Алма-Атинской области:


Ещё в 1950-м сняли цветной фильм "Донецкие шахтёры", как бы в продолжение "Кубанских казаков":


Кадр из фильма:


Один из главных героев фильма:


Эта сцена из послевоенной шахтёрской жизни - тоже кадр из того фильма:


Кстати, фильм "Донецкие шахтёры" почти сразу показали в США и вроде бы даже не без успеха. Вот как этот показ представлял себе художник из советского сатирического журнала "Крокодил":


Конечно, на этих снимках и кадрах представлена далеко не вся жизнь необъятной страны в 1950-м году, не вся её правда. Но всё-таки они позволяют почувствовать дух времени, его атмосферу и колорит.

В следующий раз посмотрим, как жил в 1950-м остальной мир.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
gril_avp
Feb. 15th, 2014 01:59 pm (UTC)
вопрос к историкам: зачем было "рекламировать" мебель, если для покупки гарнитура или шкафа в магазине нужно было годами "стоять в очереди", а потом еще и переплачивать взятку продавцам "сверху цены"?
visualhistory
Feb. 15th, 2014 02:08 pm (UTC)
Ответ: в 1950-е годы никакого дефицита в СССР не было, всё было в свободной продаже.
kon_pihto
Feb. 15th, 2014 04:58 pm (UTC)
Вполне возможно, что "сей индивид" вырос в параллельном СССР, где всегда был всеобщий дефицит - даже на воду и воздух. А также - 100 миллионов погибших в ходе репрессий... ;-)
А теперь - "по делу". Похоже, что дизель-поезд на фото 5 - венгерский, завода "Ганц", где-то с 1946 года поставлявшийся в СССР и, в частности, работавший на линии Таллин - Рига - Вильнюс...
visualhistory
Feb. 15th, 2014 05:05 pm (UTC)
Спасибо! У меня по этим дизель-поездам давно готовится отдельный пост, проверю ещё раз данные о производителе.
kon_pihto
Feb. 15th, 2014 05:08 pm (UTC)
"Да не за что, работа такая" (с) Из лексикона абабуанских палачей... ;-)
При работе можете учесть, что венгерские ДП работали, в самой Венгрии, СССР, ГДР, Чехословакии и Аргентине.

Edited at 2014-02-15 05:09 pm (UTC)
aborigenarbata
Dec. 13th, 2016 11:04 am (UTC)
Это верно. Проблема была только в ценовой доступности продукта промышленного производства.
predessor
Jan. 4th, 2019 08:38 pm (UTC)
В 1947 году была проведена денежная реформа, после которой у людей на руках осталось вместо 14 миллиардов рублей всего 4. Деньги ина руках менялись 1 к 10. На сберкнижке до 3000 рублей - 1:1, потом до 10 тысяч удерживали одну треть, потом - половину.
Средняя зарплата в 1950 году составляла порядка 600 рублей. Цена бутылки водки - 25 рублей, десяток яиц - 10 рублей, пара обуви 200 рублей, хлеб - 3-5 рублей.
Реально, вся зарплата уходила на питание, какая уж тут мебель...
Да и не покупали стенки, поскольку их ставить было некуда. Покупали диваны, этажерки, столы и стулья. Покупали на многие годы, были они крепкие и надёжные.

Важно понять, что с каждым годом стран жила все лучше. Так происходит и сейчас. Смешно вспоминать пятидесятые годы, когда мы каждую копейку считали.
mad_mortigen
Feb. 16th, 2014 08:26 pm (UTC)
это касалось импортных гарнитуров, в основном производства соцстран, свои были в норм доступе но по качеству и долговечности сильно уступали

Edited at 2014-02-16 08:27 pm (UTC)
gril_avp
Feb. 17th, 2014 07:02 am (UTC)
Реклама нужна в том случае, когда предложение настолько велико, что нужно стимулировать спрос.
в СССР такой ситуации не было никогда: либо предложение было мизерным из-за неразвитости гражданских производств и отсутствия конкуренции в секторе, либо спрос многократно превосходил предложение всех продавцов и производителей, независимо от качества.
На "мебельный гарнитур" стояли в очереди годами. А простой трельяж и шкаф мои родители смогли купить только потому, что от профкома им дали "талон" на свадьбу...
visualhistory
Feb. 17th, 2014 07:05 am (UTC)
Смотрите на год. В 1950-е спрос в СССР был меньше предложения по любым товарам.
midnighttimes
Dec. 23rd, 2018 12:57 am (UTC)
Есть ещё один момент, который многие не учитывают. Со многих точек зрения, в том числе и экономически, сталинский и послесталинский Советский Союз - два совершенно разных государства.
ussuri_kray
Apr. 23rd, 2014 12:05 am (UTC)
==свои были в норм доступе но по качеству и долговечности сильно уступали==
- Это о мебели производства с семидесятых годов. Здесь 1950 г. И так как я мебель старую люблю, могу заверить, что артельное качество (в основном артели выпускали) было на высоте. Буфеты и комоды той эпохи, сохраняют качество, для минимальной реставрации, даже простояв 20 - 30 лет под навесом на улице, при повышенной влажности.
В конце пятидесятых, начале шестидесятых появилась новая мебель, в ногу со временем, из слоённой фанеры и подобие ДСП (не знаю как называется)качество отменное, дизайн модный для тех лет.
А вот, с семидесятых попёрло убогое ДСП, тяжёлая лакировка... убогость форм.
И если старый огромный буфет, при уборке, могла сдвинуть и поставить на место хрупкая девушка, то мебель позднего СССР, это ад.... когда для переноса "тумбочки" требуются усилия двух мужиков.
Михаил Данилов
Dec. 23rd, 2018 12:24 pm (UTC)
К вопросу о дефиците.
Уважаемый! Доброго Вам Времени! До середины 60-х прошлого 20-го века, дефицита НЕ БЫЛО !. От слова вообще. Автомобили стояли в автомагазинах, в Спорттоварах-мотоциклы, мопеды, мотороллеры, велосипеды. Мы с семьей переехали из Норильска в Ригу в 1961 г.Я прекрасно помню небольшие деревянные бочонки ( кг. на 5-6)с черной и красной икрой. Черная стоила 4 руб. 47коп,а красная 3-40. И красной было несколько видов. Дефицит пошел несколько позже, как следствие тупой и безграмотной экономической политики кукурузника.
predessor
Jan. 4th, 2019 08:43 pm (UTC)
Re: К вопросу о дефиците.
Да, в Риге, возможно, всё это было.
Выставку сделали из Риги. Да и изо всей Прибалтики.
Они и зарплату получали побольше, там и дефицита, оказывается, не было.
А у нас в Москве дефицит был. А товара не было. Ну, не всякого не было, а хорошего, модного, импортного. Который в Прибалтике был.
Но Прибалтика нас за это отблагодарила...
Михаил Кучевасов
Jan. 5th, 2019 06:50 pm (UTC)
Тогда еще свободных денег у населения не было... Потому желающих купить мебель было относительно немного. По причине не всем по карману. Большинство покупало мебель кустарного производства.
Максим Петраков
Mar. 14th, 2019 09:19 am (UTC)
Мебель
Там реклама не мебели, а магазина мебельного. Немного разница есть.
serokoy
Feb. 15th, 2014 04:45 pm (UTC)
> Трофейный немецкий дизель на линии Рига-Таллин:
Почему вы опять венгерский поезд называете немецким и трофейным? По репарациям он был взял, да, от аргентинского заказа.
visualhistory
Feb. 15th, 2014 05:06 pm (UTC)
Сорри, значит напутал. Уточню.
krukov
Feb. 15th, 2014 06:52 pm (UTC)
Красота!
(Deleted comment)
djak_krjakutny
Feb. 16th, 2014 11:18 am (UTC)
Хорошие, добрые фотографии.

Спасибо.
14in1
Dec. 25th, 2017 01:40 pm (UTC)
Не отказалась бы от мебели с рекламы, вполне стильная.
А вот где на Кутузовском, то бишь Можайке, был мебельный, интересно?
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner