?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

До последнего времени мне казалось, что тачка - специфическое отечественное явление, которое вызывает ассоциации с ударниками первых Пятилеток и ГУЛАГом. Хотя при такой простоте идеи её не могли не использовать и другие народы.
Но вот то, что вытворяли с тачкой в Китае, вызвало у меня настоящий разрыв шаблона. Они додумались превратить тачку в пассажирский транспорт и даже ходить с ней под парусами!



Оригинал взят у sassik в Про тачки

На первый неискушенный взгляд, китайская тачка ничем не отличается от нашей родной европейской — две ручки, одно колесо. А вот и нет, принципиальное отличие в том, что у китайской тачки большое колесо находится по центру всей конструкции. Это отличие позволяло одному китайскому рабочему перевозить в три, а то и в шесть раз больший груз, чем могла перевозить европейская тачка с одним маленьким колесом спереди. Все дело в распределении веса груза — у европейской значительную часть этого веса несет в руках человек, у китайской же он весь лежит на колесе. В этом плане, ее конструкция близка к совершенству.
Ни в греческой, ни в римской истории нет однозначных упоминаний об одноколесных повозках. Первые достоверные упоминания о тачке в западном мире появляются лишь в начале тринадцатого века, и с тех пор она использовалась исключительно для перемещений грузов на короткие расстояния. На Востоке же она вовсю использовалась и на средних, и на дальних расстояниях, перевозя как грузы, так и людей — и все благодаря удачному расположению колеса. Вот вам немного древнеинженерной магии: если груз весит 100 кг, то европеец с тачкой несет на руках 50 кг, а хитрый китаец — ничего (работа по толканию и рулению одинакова). А вот вам немного магии социоинженерной: тогдашние вьючные животные могли перевозить от 50 до 150 кг, но стоили денег, их нужно кормить, лечить, погонять, охранять отдельно от людей, то есть два носильщика с дешевыми тачками давали фору любому ослу. Такая тачка оставалась наиболее эффективным транспортным средством вплоть до промышленной революции, особенно если учесть, что наиболее трудоемкая ее часть, — колесо, — здесь лишь одно (в отличие от телег, карет и бричек ).



Весь текст отсюда

01





02


Европейские тачки того же периода ( ну , может кто не помнит , как выглядит ) :
03

04


Но самое главное — это дороги. Классическая европейская дорога, еще со времен Рима, представляет собой широкую (ширина двуколки умножить на два плюс место для обгона) мостовую — крайне дорогое в строительстве и эксплуатации сооружение. У китайцев все много проще, достаточно замостить своеобразную «рельсу» под одно колесо (ну и пару ног). Экономия на строительстве — раз, экономия земли — два, меньше дорога — меньше налога, это три. Весь Китай был пронизан тысячами таких хорошо мощеных дорожек. Увы, промышленная революция сдула китайские тачки с этих дорожек, и заменила их более современной вещью — велосипедом.
05

06

07


Разумеется, как и любое изобретение, китайская тачка была объектом усовершенствований, как вам парусная тяга? :
08

09


Как и все инновационные технологии, китайская тачка появилась на свет как военная разработка, да такая удачная, что хранилась в секрете долгое время. Первые ее упоминания относятся к продовольственному снабжению армии, а также использованию ее в качестве хорошего фортификационного средства.
Есть мнение, что Европа не изобрела и не применяла такие транспортные средства не потому, что система образования, или господствующая религия, или анатомия с физиологией европейца не позволяли это сделать, а просто потому, что плотность судоходных рек в Китае существенно ниже, чем в Европе. И еще: в средние века тягловой силы (вьючных животных) в Европе на душу населения было вдвое больше.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24


Девайсы используются и сейчас :

25

подробное исследование ( на английском )


Comments

( 6 comments — Leave a comment )
albinos76
Apr. 9th, 2014 03:55 pm (UTC)
Китайцы прокачали тачку ещё до того,как это стало мейнстримом)
djak_krjakutny
Apr. 9th, 2014 04:02 pm (UTC)
Любопытно.
eugenebo
Apr. 9th, 2014 06:35 pm (UTC)
Очень интересно!

Мне кажется, это классический случай "нефтяного проклятия". Изобретение было настолько удачно, что не развивалось потом много лет. Ибо у этой тачки, при ряде неоспоримых преимуществ, есть и существенный недостаток: она требует непрерывного контроля человека. Если её выпустить, она упадёт на бок. Поэтому в неё нельзя запрячь лошадь и поехать со скоростью выше пешеходной. Нельзя нагрузить столько, что сдвинет только лошадь. Человек завязан на процесс и своим присутствием блокирует рост скорости и объёма перевозок.

[Разумеется, предполагая, что лошади доступны, что, я понимаю, не всегда было так]
nik_alies
Apr. 9th, 2014 10:21 pm (UTC)
Вы немного ошибаетесь насчет истории тачки в Европе. В Средневековье ее очень широко использовали пешие арбалетчики даже при переходах армии на дальние расстояния, в них перевозили запас болтов. Имеются изображения сего процесса. Даже есть предположения, что уже во времена Римской империи тачку использовали в армии, но тут не совсем достоверно.
Кстати, именно из армии использование тачки и пошло. В строительстве ее долго не использовали из-за позиции цехов и церкви, которые были против облегчения труда. Затем тачку начали применять в строительстве для подвоза камня, и только потом она распространилась и на другие сферы.
izdaleka_nekta
Apr. 10th, 2014 07:28 am (UTC)


Товарищ спалился - что за шумозащитные наушники? :-) Попаданец???
kneiphof
May. 19th, 2014 04:39 pm (UTC)
Спасибо, интересно! Раньше мне уже попадались фотографии таких китайских тачек, но первой реакцией всегда было "Гос-с-спади, да до чего же неудобно было ею балансировать! Неужели сложно было догадаться сделать центр тяжести ниже!". А почитав объяснение понял, что более низкая управляемость компенсировалась грузоподъёмностью... И ведь элементарно было и раньше об этом догадаться (всё ж таки техническое образование за спиной), но шаблонность мышления мешала.

( 6 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner