?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мой дед участвовал в штурме Кёнигсберга, поэтому ещё в юности я загорелся желанием посетить этот город. Впечатление от увиденного было шоковым: на месте исторического центра - один огромный пустырь. Ни одного дома, только сиротливые руины кафедрального собора. Тогда мне это казалось абсолютно невероятным. До этого я уже побывал в некогда разрушенных войной Севастополе, Новгороде, Киеве, Смоленске и там в исторических центрах было множество довоенных зданий, не говоря уже о знаковых архитектурных памятниках. Даже в Волгограде иногда встречались старые дома, каким-то чудом уцелевшие в пекле великой битвы.
Потом я узнал, что исторический центр Кёнигсберга просто весь разобрали на кирпич в 1950-е, 1960-е  годы. Так уж случилось в силу целого ряда причин.
В результате английски ковровых бомбардировок в августе 1944 г. и долгого ужесточённого штурма в 1945-м, старый город действительно был превращён в море руин. Однако утверждение о "раскатанном под ноль" Кёнигсберге всё же, скорее, миф. Посмотрим, как выглядел нынешний Калининград в первые месяцы и годы после Победы.

Площадь Кайзера Вильгельма весной 1945-го:

Более крупное изображение
Одна из главных площадей города у юго-западного угла Королевского замка. На заднем плане Новая Альтштадская кирха с пробитым шпилем. Слева от неё виднеется неоготическая башня Центрального телеграфа.

Вообще, это было излюбленное место для фото на память:

Кусты зацвели:


Примерно тот же ракурс, но памятник кайзеру уже успели снять:

Всё, что запечатлено на этих снимках последовательно исчезло в 1950-е - 1960-е гг. Руины домов, Центральный телеграф и Новую Альтштадскую разобрали на кирпич к концу 1957 г.  Снос замка закончили в 1969 г. Тяжелыми бульдозерами пытались даже срыть сам Королевский холм, в честь которого и был назван город. Остатки террасы Замка закрыли железобетонными блоками подпорной стенки, чтобы уж совсем ничего не напоминало о прошлом.
Вот так выглядел Замок вскоре после окончания войны:

Здесь особенно наглядно видна разница между понятиями "разрушенный памятник" и "снесённый памятник". Вообще, большинство известных ныне замков Европы были восстановлены из разрушенного состояния. Например, замок Выборга в новейшее время восстанавливали два раза. Знаменитый Чешский Карлштайн был безжизненными руинами в 19 веке. Литовский Тракай - вообще на 70% новодел советских реставраторов. И так далее.
Памятник Бисмарку, завещавшему "не воевать с Россией" простоял до 1949 г. с пробитой головой:

Потом железный канцлер исчез в неизвестном направлении.

Этот снимок успели сделать до взрыва башни в 1950-м году:

На месте девочки Бисмарка вскоре установили бюстик Суворова.
А башню взорвали из-за угрозы обрушения, у неё две стены были проломлены снарядами.
Что в ней было особенное, мрачное и величественное:

Мне эта башня периодически снилась многие годы, как призрак.
Этот снимок сделан, вероятно, в 1950-м году. Башня ещё стоит, но главный фронтон замка уже обрушен, руины домов Альтштадта почти разобраны:


На этом и следующем снимке видна северо-восточная башня Замка (Овсянная, Хабентурм), самая древняя (14 век). Её снесли в конце 1960-х:


Вид в конце 1940-х от Нижнего Замкового пруда:

От всего этого остался только пруд.
А на этом снимке 1945 г. видна Жёлтая башня на площади Гезекус, чуть восточнее замка:

Это вообще древнейший памятник аж 13 века и единственный уцелевший фрагмент старой крепости Альтштадта. Древность не спасла, пошла на кирпич.

Новое здание университета Альбертина, на снимке 1946 г.:

Это здание в конце 60-х восстановили "в упрощенных формах", в виде безликой коробки, куда вселился Калининградский университет. Является ли в силу этого КГУ преемником средневековой Альбертины - вопрос не то, чтобы спорный, а философский...
Единственную в Кёнигсберге конную статую (памятник королю Фридриху) в 1950-м г. местные власти даже поставили на учёт как памятник. Вскоре после этого она бесследно исчезла в одну из ночей:

Внушительное здание правительства Восточной Пруссии почему-то предпочли разобрать на кирпич:


Больше всего повезло огромному неоренессансному зданию Биржи, её в 1960-е восстановили как ДК моряков. На снимке 1950 г.::

Вероятно, дело не только в относительно хорошей сохранности остова, но и нейтральный внешний облик, не имевшего ничего общего с немецкими национальными мотивами. Большинство современных туристов вообще уверены, что это "сталинский ампир", а крайне удивляются, когда им говорят, что здание немецкой постройки.

Прощальный взгляд на Кёнигсберг с верхнего Кайзеровского моста в 1946 году:


Comments

( 68 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
nikoloz
Mar. 1st, 2012 10:42 am (UTC)
На последнем фото - это решетка так в виде орла сделана, или у меня слишком буйная фантазия?
kulebyaka777
Mar. 1st, 2012 10:50 am (UTC)
Да, это орёл на ограде.
А на голове у него вместо короны что-то похожее на пикельхаубе.
(no subject) - yatep - Mar. 1st, 2012 10:51 am (UTC) - Expand
rus_turk
Mar. 1st, 2012 11:00 am (UTC)
Большое спасибо.
irenase
Mar. 1st, 2012 11:03 am (UTC)
Спасибо! Жаль город. Мне особенно интересно было посмотреть на тот
Кенигсберг. Мой папа(светлая ему память) тоже там воевал.
Я храню его награды, среди них есть медаль "За взятие Кенигсберга".
drakonit
Mar. 1st, 2012 11:29 am (UTC)
Севастополю, кстати, больше досталось. Исторический центр был буквально перемолот в щебенку. Целых домов многоэтажных на весь город осталось с десяток. Остальные - остовы стен, без перекрытий и крыш в горах камня и железа. Хотели даже строить новый город на Северной стороне бухты. Но решили восстанавливать, бережно сохраняя уцелевшие фасады, памятники. Но это было свое, была память предков.
По Кенигсбергу - понимаю почему не хотелось нашим властям, бывшим солдатам и офицерам восстанавливать руины былого вражеского величия.
visualhistory
Mar. 1st, 2012 11:35 am (UTC)
Всё правильно, только бывшие солдаты и офицеры не имели никакого отношения к решению вопросов о сносе памятников. О восстановлении собственно памятников архитектуры речь в первые послевоенные десятилетия вообще не шла, только о консервации руин.
(no subject) - Josef Kats - Mar. 1st, 2012 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Дмитрий Яцкин - Mar. 29th, 2015 08:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - drakonit - Mar. 29th, 2015 10:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - Дмитрий Яцкин - Mar. 29th, 2015 11:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - drakonit - Mar. 29th, 2015 11:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - Дмитрий Яцкин - Mar. 29th, 2015 11:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - drakonit - Mar. 29th, 2015 12:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Дмитрий Яцкин - Mar. 29th, 2015 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - drakonit - Mar. 29th, 2015 01:17 pm (UTC) - Expand
дуракам - наука - Дмитрий Яцкин - Mar. 29th, 2015 01:36 pm (UTC) - Expand
nordlight_spb
Mar. 1st, 2012 11:37 am (UTC)
Спасибо за подборку!Как же до боли жаль,что многое утрачено безвозвратно(До сих пор не могу понять,почему коммунистам так не хотелось восстановить всё бережно?Зачем было всё сносить и ставить безликие коробки?Остатки ненависти к идеологически и культурно чуждому?Когда я вижу фотографии Гданьска,по кирпичику восстановленного,или Варшавы,становится очень обидно.
visualhistory
Mar. 1st, 2012 11:39 am (UTC)
Забавно, что Гданьск и Варшаву восстановили по кирпичику как раз коммунисты, польские.
(no subject) - 1neurozentorro1 - Mar. 1st, 2012 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nordlight_spb - Mar. 1st, 2012 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Mar. 1st, 2012 12:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ruzilla - Feb. 18th, 2014 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - severr - Mar. 1st, 2012 12:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Josef Kats - Mar. 1st, 2012 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Дмитрий Яцкин - Mar. 29th, 2015 08:42 am (UTC) - Expand
von_insterburg
Mar. 1st, 2012 11:46 am (UTC)
и снова - огромное спасибо!
visualhistory
Mar. 1st, 2012 11:58 am (UTC)
Всегда пожалуйста! Планирую ещё много чего выложить по Кёнигсбергу и окрестностям.
(no subject) - von_insterburg - Mar. 1st, 2012 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Mar. 1st, 2012 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 1neurozentorro1 - Mar. 1st, 2012 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Mar. 1st, 2012 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Josef Kats - Mar. 1st, 2012 02:49 pm (UTC) - Expand
1neurozentorro1
Mar. 1st, 2012 12:09 pm (UTC)
Всё-таки центр города фактически и был "раскатан под ноль", равно как центр Сталинграда, например. Вопрос в том, что чудом уцелевшие памятники архитектуры(в их числе вполне уцелевший Коронационный Замок - он же:"Трёх Королей") послевоенные власти предпочли снести из дурацких экономико-политических соображений.


Кстати, довоенные здания в центре остались, и в немалом количестве, но их не сразу замечаешь.
bigbeast_kd
Mar. 5th, 2012 10:58 am (UTC)
Да их дофига довоенных, просто они в основном уже начала 20 века, поэтому воспринимаются как свои ))))
(no subject) - 1neurozentorro1 - Mar. 5th, 2012 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - bigbeast_kd - Mar. 5th, 2012 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Mar. 5th, 2012 12:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bigbeast_kd - Mar. 5th, 2012 01:07 pm (UTC) - Expand
aksinya_m
Mar. 1st, 2012 12:51 pm (UTC)
ооох, как грустно...
На последнем фото, кроме собора, ныне стоит только здание, край которого торчит слева. А по центру на набережной - огромная дурацкая многоэтажка, портящая весь вид на собор.
visualhistory
Mar. 1st, 2012 01:01 pm (UTC)
Да, эта поганая многоэтажка 2007 г. убила всякую надежду на человеческое отношение к историческому центру.
(no subject) - yar1804 - Feb. 19th, 2014 01:59 am (UTC) - Expand
vodolaz_0
Mar. 1st, 2012 01:19 pm (UTC)
Спасибо!
Josef Kats
Mar. 1st, 2012 02:51 pm (UTC)
Самое любопытное, что проект рестарации и частичного восстановления кенигсбергского замка (!) для размещени в нем музей штурма города разрабатывался в начале шестидесятых годов. И разработкой его занимались, в частности, и реставраторы из ЭстССР. Жаль, что никогда не доводилось видеть их проектные чертежи - а ведьони наверняка где-то у нас хранятся ;)
visualhistory
Mar. 1st, 2012 03:58 pm (UTC)
Да, я читал в Сети документы, в которых министерство культуры РСФСР предлагало восстановить замок в качестве музея ВОВ. Общей политики в отношении немецкого культурного наследия не было, были противоречивые тенденции. судьбу замка решил местный партийный функционер Коновалов, который имел больший "вес", чем минкульт РСФСР.
(no subject) - Josef Kats - Mar. 1st, 2012 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ruzilla - Feb. 18th, 2014 06:05 pm (UTC) - Expand
nsdentatus
Mar. 1st, 2012 05:37 pm (UTC)
смотрю на фотографии и представляю своего крёстного, ныне уже покойного... 1926 года рождения, успел повоевать всего 2 месяца, где-то в том же Кенигсберге оставил левую ступню((((
murskij
Mar. 1st, 2012 05:52 pm (UTC)

а так замок выглядел в начале 20 столетия.
prussiya
Mar. 2nd, 2012 07:19 pm (UTC)
Спасибо большое.
Irina Shustova
May. 27th, 2012 10:45 pm (UTC)
Спасибо!
kudryavin
Feb. 18th, 2013 08:25 pm (UTC)
Что было уже не вернуть
yar1804
Feb. 19th, 2014 02:19 am (UTC)
это смотря как постараться.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 68 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner