?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у oldcolor в Ярославль 100 лет спустя. По следам Прокудина-Горского. Часть 2
В нашем прошлом сообщении мы начали обзор фотосравнений по снимкам Прокудина-Горского, сделанным в Ярославле в 1910 и 1911 гг.
Вторая серия снимков, сохранившихся в цветном варианте, была сделана целиком в слободе Коровники - историческом районе Ярославля, находящемся за рекой Котросль прямо напротив Стрелки.

Общий вид церкви Иоанна Златоуста в Коровниках (с мельницы) на снимке Прокудина-Горского в 1911 г.:

Смотреть в высоком разрешении

А вот тот же самый вид спустя ровно сто лет, летом  2011 года:





Теперь бывшая мельница - пятиэтажный коммунальный дом на последнем издыхании. Снимал из открытого окна в подъезде на пятом этаже.
Мне ужасно хотелось сделать именно это фотосравнение (единственный сохранившийся общий вид Ярославля в цвете) и было конечно разочарование. 100 лет назад и даже ещё в 1959 г. Коровники были видны из центра Ярославля как на ладони - деревьев там практически не было, несмотря на чисто сельскую застройку:

Почти тот же ракурс в 2011 г.:


Теперь Коровники сильно заросли и как-то совсем одичали. Трудно поверить, что до отлакированного к 1000-летию центра города всего 5 мин. езды на маршрутке. А если бы был мостик на Стрелку, то можно было бы дойти и за 5 минут пешком.
Вообще, празднование миллениумного юбилея как будто прошло мимо Ярославского Заречья - части средневекового города, находящейся за рекой Которосль. Реликтовая деревянная застройка деградирует, заменяется либо безвкусными особняками, либо вообще антиисторической инфраструктурой - крупными торговыми центрами, автотехстанциями и т.п. Туристы там не ходят.

Главным памятником ансамбля Коровников является летняя церковь Иоанна Златоуста (1654 г.), настоящая жемчужина ярославской храмовой архитектуры и один из важнейших этапов в истории её развития. По мнению некоторых, "самый гармоничный, цельный и законченный памятник ярославского зодчества".
Вид церкви с юго-запада в 1911 и 2011 гг.:

Смотреть в высоком разрешении

Храм был закрыт в 1935 г. и отдан под склад. В 1992 г. возвращен верующим, причём старообрядческой общине. С этих пор тянется вялотекущий ремонт, территория вокруг завалена строительным мусором, бетонными блоками, штабелями кирпича, огороженная покосившимся деревянным забором. Туристы, которых привозят сюда организованно на автобусах, осматривают этот шедевр со стороны.
Особое внимание привлекают самые большие в Ярославле (и, вероятно, в России) изразцовые наличники окон со стороны Волги, которые Прокудин-Горский почему-то обошёл вниманием. Самый большой наличник имеет размер 8 на 5 метров!

Вход в церковь Иоанна Златоуста (с юго-запада). Ярославль в 1911 и 2011 гг.:

Смотреть в высоком разрешении
Здесь удалось добиться почти идеального совпадения ракурса, но освещение получилось совсем другое.

Выход на Волгу из ограды церкви Иоанна Златоуста. Ярославль в 1911 и 2011 гг.:

Смотреть в высоком разрешении
На самом деле это не просто "выход на Волгу", а Святые ворота, построенные на рубеже 17 и 18 веков. Они стали важным элементом всей композиции ансамбля, связующим звеном между летним и зимним храмами (это хорошо видно на самом первом снимке поста).

Фотосравнение Антона Моисеева, сделанное в апреле 2009 г.:


Теперь заглянем внутрь храма и посмотрим, что стало с его замечательными фресками. Внутри, как и снаружи, идёт бесконечный ремонт, и всё пространство загромождено какой-то арматурой и стройматериалом.
Фреска над входом в церковь Иоанна Златоуста в 1911 и 2011 гг.:

Смотреть в высоком разрешении
Вот такая печальная картина пока получается...
Наверное, надо было попробовать закрыть ворота, хотя не помню уже, была ли такая возможность.

Храм Иоанна Златоуста был расписан в 1730-х годах, артелью ярославских мастеров под руководством знаменитого в то время знаменщика (мастера-иконописца особо высокой квалификации) Алексея Иванова Соплякова.
Фреска на колонке в церкви Иоанна Златоуста в 1911 и 2011 гг.:

Смотреть в высоком разрешении
Даже не могу сказать, почему не точен ракурс. То ли моя обычная невнимательность, то ли там точка съемки была недоступна из-за ремонтных работ.

Одна из фресок в церкви Иоанна Златоуста (левая сторона) в 1911 и 2011 гг.:

Смотреть в высоком разрешении
Не могу понять, почему теперь совсем другие краски: дело только в освещении, выдержке или ещё в чём-то?

Продолжение следует.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
yu_mon
Mar. 3rd, 2012 06:09 pm (UTC)
Спасибо!:) Думаю, то, что Вы делаете, - необыкновенно важно.
visualhistory
Mar. 3rd, 2012 07:13 pm (UTC)
Спасибо! Такие добрые слова придают смысл этой работе.
messer_7734
Mar. 25th, 2012 10:47 am (UTC)
естественно, это действительно так.
(Deleted comment)
visualhistory
Mar. 7th, 2012 05:36 pm (UTC)
Спасибо, исправлено!
gousman
Mar. 8th, 2012 11:53 pm (UTC)
крайне интересно) спасибо

случайно вышел на Ваш блог, сейчас еще поброжу

по последнему вопросу, помимо перечисленного вами,
явно что и рука художника касалась фресок в период
между снимками.
visualhistory
Mar. 9th, 2012 04:38 am (UTC)
Спасибо! Либо наоборот, счистили поздний слой росписи.
Мария Груздева
Mar. 26th, 2012 01:48 pm (UTC)
Читая ваш блог - сердце бьется быстрее...хорошо мне от того, что вижу такие фотографии.... грустно от того, что не берегут люди свою историю...
А вам отдельное спасибо!
visualhistory
Mar. 26th, 2012 01:50 pm (UTC)
Спасибо и Вам за добрые слова и за внимание!
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner