?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у oldcolor в Самые первые цветные снимки Финляндии и Российской империи. 1903 г.
В настоящее время можно с высокой уверенностью утверждать, что Прокудин-Горский получил свой первый аппарат для цветной съемки, заказанный в Германии, летом или в начале осени 1903 г. По всей видимости, в сентябре именного этого, 1903 г. он отправился в своё первое фотопутешествие по Российской империи, а именно в Великое Княжество Финляндское.
Напомним, что юго-восточная граница последнего в то время проходила в районе Сестрорецка, где сейчас заканчивается Санкт-Петербург. Поэтому многие жители Северной столицы, включая друга Прокудина-Горского Эдуарда Старка, имели дачи в Финляндии. Официальная считаясь частью Российской империи, Финляндия не имела с ней фактически никакой государственной общности - у них была своя таможенная территория, валюта, почта, налоговая система, свои законы, демократическое государственное устройство. Вся русское присутствие ограничивалось небольшими военными базами и внешнеполитическими прерогативами. Это была даже не автономия вовсе (как принято считать), а мягкий протекторат. В современном мире примерным аналогом является (временный) статус Гонконга, куда граждане КНР могут попасть только после получения визы, при том, что это всё же одна страна.
Однако вернёмся к теме.  Есть сведения, что именно на финской даче Э. Старка, в местечке Ала-Меллола у озера Красавица (Каукъярви) Прокудин-Горский проводил свои первые опыты по цветному фотографированию. Ныне это пос. Камышевка Выборгского района. Вероятно, сразу после этого он отправился в путешествие через Выборг по Сайменскому каналу на Сайменское озеро, посетив знаменитые курорты Нейшлот (Савонлинна) и Пункахарью. В дальнейшем Прокудин-Горский также фотографировал эти места, уже в зимних условиях.
Всего в Финляндии было сделано более 60 цветных снимков. К сожалению, в оригинальном виде сохранилась лишь малая часть из них. Остальные известны нам в виде авторских цветных репродукций, чёрно-белых отпечатков или вообще только по названию. В нашем обзоре мы покажем в основном только сохранившиеся оригиналы.

Из самой первой "дачной" серии уцелел негатив снимка "Ваммельсуу. Черная речка":

Оригинальное разрешение
Ныне это пос. Серово у западной админстративной границы Петербурга.



Вполне вероятно, что там же сделан великолепный этюд "Мухомор":

Из серии снимков Выборга пропали, по "закону подлости" самые интересные, архитектурные.
Панорамный вид центра города можем оценить только по открыточной репродукции:

Я полагаю, что это снимок сделан в мае 1904 г.
Так же как и вид Выборгского замка:


Из видов Выборга в оригинале сохранились только снимки, сделанные в пейзажном парке Монрепо.
Вот скульптура Вяйнемёйнена — героя эпоса Калевала, работы скульптора И. Таканена (1873 г.):

Оригинальное разрешение
Эта скульптура пропала во время войны и была восстановлена только в 2006 г.

Этот снимок Прокудин-Горский по забывчивости подписал как "На Сайме", однако на самом деле это также уголок парка Монрепо. Хорошо виден "китайский мостик", недавно восстановленный:

Оригинальное разрешение
Ещё один снимок в Монрепо - вид на "остров Мертвых" и капеллу Людвигштайн (Людвигсбург):

Оригинальное разрешение

После Выборга Прокудин-Горский отправился по живописному Сайменского каналу, соединяющему Сайменское озеро с Балтийским морем.
Здесь он снимал этюды с "осенним расцветом природы". по его собственному выражению.
Это купальня в местечке Юстиля, нане пос. Брусничное Выборгского района:

Оригинальное разрешение

Снимок того же места, только правее. Сайменский канал перед шлюзом:

Оригинальное разрешение
Сайменский канал в местечке Лауритсала, совсем рядом с Сайменским озером, уже территория современной Финляндии:

Оригинальное разрешение

Тройной шлюз в местечке Мелькие (Mälkiä) у Сайменского озера:

Оригинальное разрешение
После полной реконструкции канала в начале 1960-х этот шлюз остался как памятник в стороне от новой трассы.

Далее Прокудин-Горский сделал пару интерсных снимков в г. Вильманстранде (Лаппеенранта) на Сайманском озере, но они не сохранились в цветном виде.

Следующим этапом его путеществия стал маленький курорт Пункахарью на Сайменском озере:

Оригинальное разрешение

Снимок был подписан у Прокудина-Горского просто "На Сайме". Если учесть, что береговая линия у этого озера по длине как у Чёрного моря, то определить точное место съемки казалось абсолютном невозможным. Тем более, с учетом изменений за 100 лет. Но мне всё же удалось это сделать. Большую помощь оказали местные музейщики-краеведы, которые нашли в своих архивах старинные снимки с тем же самым домиком-сауной.
Тут надо сказать, что до революции Пункахарью был одним из любимых северных курортов русской знати, русскими же и основанный.
Царь Александр I посетил Пункахарью 13 июня 1803 года с целью инспекции северо-западных рубежей Российской империи. Восхитившись пейзажами Пункахарью, царь повелел запретить вырубку леса и пожоги под пахотные земли в районе. В 1843 году в Пункахарью был основан коронный парк, а в 1990 – национальный заповедник. (источник).

Вероятно, завершающим пунктом поездки Прокудина-Горского был Нейшлот (Савонлинная), известный в то время курорт с лечебными водами. В 1811 г. этот город был подарен Финляндии царским правительством вместе со всей Выборгской губернией.
Здесь Прокудин-Горский 1 октября 1903 г. сделал множество снимков, из которых до нас дошли меньше половины.

К великому сожалению, пропал негатив с видом величественного замка Олафсбог (Олавинлинна), осталась только авторская цветная репродукция:


Также только  в виде репродукции дошел до нас снимок во дворе замка. Вот сравнение с современным снимком, любезно сделанным по моей просьбе сотрудницей местного музея:

От лодочной пристани Замка открывался вид на центральную часть г. Нейшлота:

Оригинальное разрешение
Как ни странно, всех этих добротных домиков больше нет. Вот снимок сотрудницы местного музея в том же ракурсе (2010 г.):

Легко узнаваем только большой камень слева от окончания мостика.

Лишь в 2010 г. мне удалось установить, что сохранились оригиналы ещё двух прокудинских снимков Нейшлота (Савонлинны). Очевидно, уже к моменту издания этих фоторабот на открытках в 1906 г. сам Прокудин-Горский забыл, где  точно они были сделаны, поэтому давал им весьма расплывчатиые подписи "Финляндия" или "На Сайме". Самое интересное, что опознать эти снимки не смогли даже местные жители!
В итоге обе задачи с поиском иголки в стоге сена были решены. Этот вид был сделан примерно в 300 метрах от Замка, который остался сразу за левым краем снимка:

Оригинальное разрешение
При просмотре в оригинальном разрешении на лодке читается слово "Tott". Оказалось, что это фамилия основателя замка.
Поскольку этот берег находится на отшибе, во всём Интернете ни нашлось ни одного снимка в нужном ракурсе для сравнения. К счастью, та же сотрудница местного музея помогла поставить точку в идентификации.
Так это место выглядит в наше дни:


Со вторым снимком было чуть легче, посколько он оказался сделанным в довольно оживленном Бадхуспарке - так по-шведски назывался в далеком 1903 г. парк лечебных вод:

Оригинальное разрешение
Снимок в том же ракурсе 2010 г.:

На берегу воздвигнуто новое здание гостиницы.

Были и отдельные этнографические снимки, но они относятся к пропавшей части коллекции. В качестве примера могу показать репродукцию прокудинского снимка из книги "В стране скал и озер" (1914 г.):

Этот снимок был сделан в Метсякюле, ныне пос. Молодежное под Петербургом.

Свои финские снимки Прокудин-Горский впервые публично продемонстрировал в Петербурге в январе 1905 г., затем в Москве в начале февраля того же года. У всех присутствовавших они вызвали бурный восторг.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
hologram_rose
Mar. 29th, 2012 05:58 am (UTC)
Красивые снимки!

В чём уникальность Прокудина-Горского - он был единственный фотограф в то время или единственный кто так много фотографировал объекты вокруг себя?
xoma_xoma
Mar. 29th, 2012 09:13 am (UTC)
Он использовал технологию изготовления _цветных_ фотографий по трём чёрнобелым негативам, снятым через разные фильтры.
В то время этого никто не делал.
visualhistory
Mar. 29th, 2012 03:07 pm (UTC)
Если быть точным, в то время так никто не делал в России. В США так делал Фредерик Юджин Айвс за 17 лет до Прокудина-Горского и в Германии Адольф Мите за два года до него.
visualhistory
Mar. 29th, 2012 03:02 pm (UTC)
Прокудин-Горский единственный в России использовал технологию цветоделение, дававшую такое великолепное качество снимков, точность цветопередачи. Автохромистов было много, но эта технология была гораздо хуже по качеству и сейчас доступны всего несколько десятков русских автохромов. Так что Прокудин-Горский абсолютно уникален для России со своим наследием.
hologram_rose
Mar. 29th, 2012 01:23 pm (UTC)
А другим способом цветные фотографии в то время ещё не делались? Тоесть фактически он первый цветной фотограф?
visualhistory
Mar. 29th, 2012 03:04 pm (UTC)
Кроме Прокудина-Горского в России несколько сот человек снимали в цвете по методу автохрома, но качество было гораздо хуже и таких снимков сохранилось ничтожно мало.
А первый снимок по "методу Прокудина-Горского" был сделан в Англии за два года до его рождения.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner