?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я тоже не могу представить своё детство без этих моделек! Всё началось примерно в 1978 г., когда папа купил Москвич-407 в масштабе 1:43.

Оригинал взят у wap67rus в Игрушки нашего детства в СССР. Модельки (маленькая мечта школьника СССР масштаба 1:43)

В отличии от предыдущих категорий отечественного импрессионистского игрушкостроения, модельки не отказывались юзать даже взрослые. Всем хотелось приложить свои загребущие руки к этому миниатюрному чуду стандартного масштаба 1:43.  И было от чего, ибо модельки являлись не чем иным а почти точными копиями предмета обожания почти всего мужского населения СССР, а именно многочисленных ВАЗов, Москвичей, Запоров, Волг а иногда и зачётнейших чаек.  Мало того, что оригиналы стоили в то время серьезного  бабла, бог с ним его ещё можно было реально накопить, но вот купить запросто в магазине? Об этом не могло иди и речи, только если записаться на очередь, правда благодаря «блату», некоторым особо хитрожопым товарищам удавалось сыскать подобные ништяки. Но тем не менее, было ли у тебя бабло, не было, а машину в те времена хотелось всем, ибо она воплощала собой достижение определённого статуса в обществе и реально способствовало резкой мобильности владельца, пробок в те времена не было а бензин стоил реальные копейки (Ужас правда? Вот такое оно ужасное коммунистическое время). Альтернативой обладания четырёхколёсным другом, служили, хоть и иллюзорно но вполне осязаемо, те самые модельки. Мало того, у них помимо идентичной внешности, открывались двери, багажник и капот.
001


002

003

Модельки отличались высоким качеством изготовления, хорошей деталировкой, качественной покраской и достаточно высокой ценой. В среднем  моделька стоила от 5 до 30 рублей за шт.. цена почти катастрофическая, учитывая тот факт что за ту же цену можно было приобрести пусть и не такую красивую но зато вполне управляемую модель на боторейках.
Не могу утверждать наверняка, но по моему это единственные игрушки, которые выпускались на экспорт и пользовались у кап.стран повышенным спросом.  На многих из моделек, на днище красуется надпись made in USSR, что подтверждает вышесказанное.

Как я уже говорил, модельки были достаточно дорогими а если и приобретались родителями, то как правило очень редко использовались для игр. Хотя были и такие товарищи, которые не особенно жалели данные раритеты и с удовольствием запускали их по разнообразным поверхностям. К слову, ездили эти модельки кайфово. Во первых из-за своего нехилого веса (ибо литые металлические формы). А также благодаря специально применяемой амортизационной системе в качестве маленьких рессор и миниатюрных резиновых шин.
Помниться что новоявленные спецы, проверяли качество моделек с помощью нехитрого эксперимента, приподнимали передние колёса машинки и тут же отпускали, после этого машинка ловко пружинила на столе. Чем мягче была амортизация, тем почетнее было качество модели.

Выпуск моделек породил в своё время новое поколение коллекционеров, собирающих нехилые коллекции подобных роскошеств. Большинством же из этих коллекционеров были взрослые дядьки и вовсе не школьники, так как у них не имелось такого серьёзного финансового обеспечения. Однажды, со мной произошёл такой случай. Дело в том что лично уменя таких моделек было всего три:
- зелёная вазовская тройка;
- зачётнейшая оранжевая волга предназначенная для нужд аэрофлота (к слову я еле выпросил у мамы 15 рублей на её приобретение);

004

- и унылый, ничем не примечательный «Камаз».

Так вот при всём этом богатстве, как то мне довелось побывать у одной из маминых подруг в гостях. Пока они пиздели о чём-то своём на кухне, я уныло слонялся по трехкомнатной квартире. Пока случайно не обратил внимание на мебельную стенку (в то время они тоже были дефицитом и чаще всего были покрыты лаком. Что особенно ценилось в то время, зачётнейшими были Польские стенки), за стеклянными дверцами серванта, на меня молча и надменно взирали около 400 наглых моделечных фар. Такого количества моделек я не видел даже в магазине. Ну 50 это был великий максимум. Во всяком случае, для нашего города. Здесь же были представлены не только все отечественные выпуски но и импортные, названия которых я в силу 3-х классного образования не смог прочесть (английский мы  начинали учить в пятом, увы).  Я боялся дотронуться до этих упаковок, создавалось такое впечатление что эти машинки никогда не доставали из коробки.
Я находился словно во сне, и не мог поверить своим глазам. Позже мамина знакомая объяснила что её 25 летний сын коллекционирует эти машинки. С одной стороны я не мог понять, зачем взрослому дядьке нужны детские машинки да ещё в таком количестве, а с другой стороны страшно ему завидовал, ведь он полчая зарплату мог покупать себе такие артефакты, причём особо не напрягаясь. А благодаря частым командировкам в Москву мог покупать и зарубежные марки. Естественно несмотря на жаркие уговоры мне ни одну из моделек не подарили и почти с силой вытолкали за дверь.

Подобного я больше никогда не видел и тем не менее, в детстве я мечтал о настоящей машине. Если сейчас вспомнить, какие детские ассоциации у меня возникают с тем временем, наверно самой яркой будет такая:
- лето, июль, мы с мамой едем к свои знакомым на день рождения в сторону левого берега, в эпичное местное кафе под названием «Шалаш». За рулём сидит дядя Миша, он гордый владелец ядрёно-красного космического корабля того времени под маркой ВАЗ 2106,  в динамиках расположенных в районе заднего стекла звучит Алла Пугачёва с популярнейшей песней того времени «Лето, ах лето…..». В салоне присутствует небольшой запах бензина, я опустил стекло и ловлю рукой воздух, дядя Миша деловито переключает коробку передач, набалдашником которой служит здоровенный пластиковый кристалл, внутри которого уютно расположился паук (иногда встречались розочки, маленькие машинки и прочая ерунда. Все это являлось своеобразным тюнингом того времени). Пол был устелен каким-то линолеумом с рисунками ВАЗовских моделей и модными надписями LADA на английском. Шашлыки в кафе, продавались в символических жестяных тарелочках со шторчатым краями, тогда это был некий стандарт одноразовой посуды.

Недостаток реальной машины пришлось компенсировать приобретением игрушечных копий. Через некоторое время у моих моделек начали отлетать различные запчасти, например зеркала. Потом я забил на неё хуй и начал активно использовать в играх во дворе и школе. А ещё у нас одни корешком была игра под названием «Авария», брали машинки и на большой скорости врезали их друг в друга. А потом подводили всяческие итоги поломок.  По началу отваливались лишь различные пластиковые детали. Трескались и вылетали пластиковые стёкла, но корпуса тем не менее оставались прочными. Потому такие игры растягивались на долгое время, мы даже специально выменивали старые и потрёпанные модельки на всяческие ништяки.

Ещё одной славной традицией было приносить модельки в школу и всячески ими хвалиться перед завистливыми ёблами одноклассников. Там же я впервые увидел модель «Чайки».
Помню как один еблан на продлёнке, проебал свои деньги хуйнув их, на приобретение модельки ретро автомобиля Амо-Ф 15. Позже, осознав свою глупость он безуспешно пытался выменять его на подержанную модель «камаза», за что естественным образом был послан нахуй всем мужским контингентом продлёнки ибо все активно участвовали в данных обменах. И дело не в том, что модель была плохого качества наоборот, она была очень даже ничего, просто такие вещи не пользовались у нас особенной популярностью.

Оказывается именно модельки, то немногое что продолжают выпускать у нас в стране, причем на том же оборудовании. Практически это аналоги советских, и на днище у них также написано сделано в СССР.  Коллекционеры никуда не исчезли, наоборот их стало только больше. Поэту проблем с фотоматериалом на просторах сети не возникло, единственно, что я никак не мог найти это самой истории создания моделек.
Можно было конечно проштудировать многочисленные форумы коллекционеров, дрочащих на всякие номерные изделия и т.д. но если честно всё это читать достаточно скучно, необходимо быть таким же ебанутым.

Но к своему счастью я все-таки откапал небольшую статейку, посвященную именно истории создания отечественных ништяков.
Вот и она:

А что же можно сказать о моделях, производившихся в нашей стране:
В этом вопросе СССР не очень отстал от развитых капиталистических стран. Еще до Великой Отечественной войны, с развитием в 30-е годы автомобильной промышленности у нас появляются отечественные жестяные игрушки-автомобили. Их производство продолжается и после войны. В 50-е годы в СССР появляются первые литые игрушки-модели автомобилей приблизительно в масштабе 1:43 : это ЗИС-110, ГАЗ-12″ЗИМ», ГАЗ-20 «Победа» и другие. Из них до наших дней дошли считанные единицы.
Ну, а серьезное производство коллекционных моделей-копий началось в начале 70-х гг. в Саратове, на заводе «Тантал», который производил широкую гамму моделей по истории России и СССР. Это модели были хорошо детализированы и поэтому пользовались широким спросом как в СССР, так и за рубежом. Оригинальные модели выпускались в Казани заводом «Арек» (ныне «Элекно»), в Ульяновске, в Ленинграде. В 70 г. СССР закупил за рубежом пресс-формы у различных фирм Италии, Франции и, используя их, выпускал модели в масштабе 1:43, 1:24 в Москве, Тбилиси, Киеве, Донецке.
С распадом СССР многое изменилось.»Тантал» снизил темпы производства масштабных моделей, худо-бедно поддерживал старую гамму, но не представлял новинок. Так как пресс-формы стали изнашиваться, качество моделей намного снизилось, и они стали менее привлекательны для коллекционеров. Казанский завод, снизив темпы производства, пошел по пути увеличения ассортимента и до сих пор радует своими новинками коллекционеров, производя их хоть и не большими партия

Серия «Автомобили СССР» производства саратовского ПО «Тантал».
Кто в детстве не встречал их или у себя, или у родственников в серванте, или у друзей.
Мечта мальчишек 70-80-х. А сколько коллекционеров начало свои коллекции с них!
В славные времена 1970-1992, расцвет производства, модели имели чёткую структуру вариантов, до 1986 года модели были «номерными», то есть имели каталожный номер на донышке, каждая серия имела свои, красочные коробочки. Модели считались дорогим сувениром, и были по качеству лучшими в мире. Например проработка моделей Волга, с полноценным двигателем, Нива с её 78-ю деталями. Да и другие модели имели неповторимый шарм.

Теперь собственно приведу примеры самих моделек, на фото представлены только модельки производства СССР.

005

006

007

008

009

010

011

012

013

014

015

016

017

018

019

020

021

022

023

024

025

026

027

058

028

029

030

031

032

.

033

034

035

036

037

038

039

040

041

042

043

044

045

046

047

048

049

050

051

052

053

054

055

056

057

Следите за следующими серями, впереди самое интересное

ИСТОЧНИК http://absinth.16mb.com/?p=980

Comments

dod_iop
Oct. 13th, 2014 11:47 am (UTC)
Эх. Было. А были еще пушки (гаубицы) зеленые. Где-то рубля по полтора.

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner