?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжаю наш обзор старинных видов городов.
Едва ли найдётся турист, который не был бы очарован видом и атмосферой старого Таллина, сохранившего, несмотря ни на что, ядро средневекового города.
Впервые нынешняя столица Эстонии упоминается у арабского географа Аль-Идриси в 1154 г. как небольшая крепость под название Колывань (русское название города вплоть до 18 века). В 1219 г. здесь высадились датские рыцари и на месте разрушенной крепости основали свою собственную (под названием Реваль). С этого момента будущий Таллин стал частью западно-европейской цивилизации. В 14 веке он перешел Тевтонскому ордену и на несколько столетий стал фактически немецким городом.  До середины 16 веке происходил расцвет торговли и строительства в составе балтийского союза Ганза. После распада Ливонского ордена в результате ударов войск Ивана Грозного Ревель перешел под власть Шведов, а в 1710 г. в ходе Северной войны взят войсками Петра I и включен в состав Российской империи. Здесь он продолжал существовать на правах немецкого анклава под русской верховной властью. В 19 веке немецкое население постепенно уступает по численности первое место эстонскому, но немецкий язык и культура продолжают господствовать вплоть до начала 20 веке. Десятикратный рост населения за последний век Российской империи не повлёк существенной перестройки старого города, так как новое строительство шло за пределами бывших крепостных стен.
Бурные события 20 века привели к полному исчезновению коренного немецкого населения из Ревеля (официально ставшего Таллинном в 1919 г.), однако дух Ганзы уже навсегда поселился на старых извилистых улочках исторического центра.

Старейщее визуальное изображение Ревеля датируется 1561-м годом. Это прорись из довоенного учебника истории с эпитафии погибшим в стычке с конным разъездом конницы Ивана Грозного в 1558 году членам Братства Черноголовых:

Здесь мы видим уже вполне узнаваемый, сформировашийся город, строго ограниченный крепостными стенами. Никаких посадов, лишь небольшой хутор в отдалении.
Возможно, именно этот шпиль был на тот момент самым высоким в Европе (и в мире), пока его не поразила молния.



На этой гравюре 1630 года город виден уже весь целиком:


На гравюре Олеариуса 1647 г.:

Крупнее

Раскрашенная гравюра Олеариуса 1647:

Эти мощные стены так и не смогли одолеть осадные войска Ивана Грозного, так что фраза "Ревель брал" из известного фильма остается на совести сценариста :-)

Макет Вышгорода по состоянию на 1683 г.:


Как и большинство городов Западной Европы Ревель законсервировался на несколько веков перед началом промышленной революции. В начале 19 века он по виду ещё мало отличался от средневекового:


Улица Uus в первой половине 19 века:


Русское присутствие проявилось, прежде всего, в морской фортификации:


Прекрасный вид на Ревель середины 19 века на акварели Премацци:


Ревельский Вышгород на гравюре Ставенхагена:


Городская ратуша в 1825 г.:


Ревель 1827 г. на картине Кугельгена:

Улица Виру в 1830-х:


Ревель в 1835, Гельхаар:


1840-е, ворота Нунне:


Ревель на картине Айвазовского 1844 г.:


Ревель на картине Боголюбова 1852 г.:

Неужели современные городские власти не понимают, что высотки портят этот прекрасный исторический скайлайн?

В завершение - одно фото, но очень замечательное, примерно 1890 г.:




Comments

( 24 comments — Leave a comment )
ruspics
May. 14th, 2012 02:57 pm (UTC)
Как всегда круто - спасибо.
global_disorder
May. 14th, 2012 04:27 pm (UTC)
присоединяюсь к первому
(Deleted comment)
urixx
May. 15th, 2012 07:26 am (UTC)
Точно! А в те времена, наверняка, жаловались, что прекрасный вид портят мачты кораблей.

А виды, конечно, отличные.
Josef Kats
May. 15th, 2012 07:29 am (UTC)
Современные высотки строились как раз так, что бы не заслонять классическую панораму Старого города с моря (т.н. "силуэт этикетки с консервной банки килек").
Единственная высотка, "залепленная" в непосредственной близости от Старого города - гостница "Виру" 1972 года постройки. Гостиница "Олимпия" 1979 года постройки уже вовзведена значительно дальше от иситорического центра.
visualhistory
May. 15th, 2012 07:45 am (UTC)
Я понимаю, это сейчас такая тенденция, мода в Восточной Европе - напротив исторических центров надо поставить ультрасовременные высотки, чтобы как бы противопоставить прошлое и современность, показать: "мы не замшелые, а динамичные". Это явление, помимо Таллина, особенно ярко наблюдается в Варшаве и Вильнюсе, отчасти в Риге. У нас хотели то же самое учинить в Питере с известной башней, но каким-то чудом защитникам города удалось это остановить.
Josef Kats
May. 15th, 2012 08:14 am (UTC)
О, борьба с "Ниеншанцским фаллосом"! Лично псоитавил против него подпись, попав случайно на какой-то сбор его противников в отделении Публички на Фонтанке...Но, ИМХО, какая-то чудовищная технократическая хрень, выстроенная на набережной, где пришвратована "Аврора", уже успела подгадить среду города :(\

Что касается тенденции - да, это мода, но можа явно запоздалая. Вспомните, что сделали с историческим силуэтом Франкфурта или Лондона в 60-70ые? Про Стокгольм вообще стыдливо промолчим - там даже "выбомбленых площадок" под высотки не было.

Кстати, любопытно, что нынешний "квартал небоскребов" вовзведен в Таллинне на месте исторического форштадта Сибулакюла, т.е "луковая деревня": там жили в 19 веке русские огородники. Под снос и застройку высотками его предусматривали генпланы советских еще времен :)
visualhistory
May. 15th, 2012 08:29 am (UTC)
Да, сдается, что роль идеологии в архитектуре и градостроительной политике вообще сильно преувеличена. Я когда-то надеялся, что со сменой системы в моём городе будет покончено с архитектурным уродством, но всё стало только ещё хуже - на смену 9-этажным уродцам пришли 30-этажные бетонные джунгли :-(
Josef Kats
May. 15th, 2012 07:33 am (UTC)
так что фраза "Ревель брал" из известного фильма остается на совести сценариста :-)

---------------

Да, эту фразу надо понимать так: "Ревель брал, причем дважды. Но оба раза - безуспешно".
;)
Josef Kats
May. 15th, 2012 07:43 am (UTC)
1)Что касается первой иллюстрации.
Это прорись из довоенного учебника истории с эпитафии погибшим в стчке с конным разъездом конницы Ивана Грозного в 1558 году членам Братства Черноголовых.
Эпитафия выполнена в 1561 местным живописцем Лампертом Гландорфом и считается старейшим визуальным изображением Ревеля. Если увадаемый хозяин жж включит опцию "подцепления" к комментам фотографий, я покажу эту эпитафию. В данным момент она хранится в филиале Городского музея в башне Кик-ин-де-Кёк.
2)Что касается предместий - они, разумеется, были. С 14...лохматого года имеюмя упоминание о портовом предместье Каламая ("Рыбный дом") - на гравюре олеария даже отмечен, похоже, шпиль тамошней приходской цекрви Св. Гертруды. К 17 веку сформировалос предместье на Тынисмяги (да-да, именно там, где разворчаивалась некрасивая история с переносом памятника в 2007 году). Какое-то поселение существовало и около госпиталя Св.Иоанна в начале Тартуского шосее -его остатки были онаружены при сносе здания Худ.академии.
3)И, наконец, с сегодняшним днем Таллинна всех - 15 мая 1248 наш город получил городские права!
visualhistory
May. 15th, 2012 07:51 am (UTC)
Спасибо, поздравляю с днём Таллина! Я как будто чувствовал, когда решил вчера вечером дать этот пост :-)
А где подключается опция подцепления к комментам?
tov_myauzer
May. 15th, 2012 08:19 am (UTC)
Пасибо! Очень интересно посмотреть и сравнить... совсем недавно была в Таллине...
Josef Kats
May. 15th, 2012 08:30 am (UTC)
Ну, а теперь конкретно по иллюстрациям:

1) Улица Виру. Удивительно даже не то, что из изображенных на ней средневековых домов не сохранился в таком виде ни один. И даже не то, что последний был снесен в...1935 году (второй справа), а то, что рекламная вывеска винного погребка с соседнего дома прекрасно себе сохранилась в фондах Городского музея (ума не приложу, кому она мешала в основной экспозиции? Неужели в начале восьмидесятых ее убрали в запасники исключительно для того, что бы потом показывать, как особую редкость раз в году - во время Ночи музеев?!:)

2)Макет Вышгорода. Точнее, всего Таллинна. Оригинал - в Королевском музее шведской армии. На фото - его копия, хранящаяся в таллиннской Кик-ин-де-Кек. Заказан он был Городским музеем в 1937 году, готов был только осенью 1940. Валюту для его доставки в город (самолетом через Питер, т.к. пароходное сообщение Таллинн-Стокгольм было прервано после аннексии Эстонии) пробивали через саму тов. Коллонтай. Доставили его в Таллинн то ли наканцне, то ли уже даже после 22.06.1941 года.

3)Прямо под ним - изображение Малых морских ворот. Едва ли не единственное, по крайней мере, среди общеизвестных и известных мне ;)

4)Ратуша в 1825 году. Не поддается идентификации сооружение в левой части гравюры - эдакая "беседка", похожая на Колесный колодец, находящийся, впрочем, на другой площади.

visualhistory
May. 15th, 2012 09:12 am (UTC)
Спасибо! Каждый раз поражаюсь Вашему доскональному знанию истории родного города!
Josef Kats
May. 15th, 2012 09:19 am (UTC)
Спасибо!
Это, знаете ли, мое хобби и моя специальность ;)
visualhistory
May. 15th, 2012 10:09 am (UTC)
Обожаю макеты старых городов, они действительно позволяют наглядно представить себе другие эпохи. Меня очень впечатлили макеты старых Выборга и Кёнигсберга, добатыевского Киева.
Ну и само собой, великолепный макет Москвы Ивана Грозного в нашем Археологическом музее под Манежкой. Очень жаль, что там нельзя снимать!
Надеюсь дожить до тех времён, когда в Сети появятся приемлемые виртуальные модели старых городов.
Josef Kats
May. 15th, 2012 12:25 pm (UTC)
Был бы очень признателен, если бы кто-нибудь выложид бы, хотя бы, подробные фото макета Кенигсберга...
Я писал на этот счет А. Сарнитцу - но, как-то, глуховто ;)
visualhistory
May. 15th, 2012 01:38 pm (UTC)
Скоро выложу.
Andrei Popov
Sep. 20th, 2016 06:27 am (UTC)

"Беседка" - часть Важни, помещения для хранения весов. Впоследствии снесено.
Josef Kats
May. 15th, 2012 08:36 am (UTC)
5)Ворот Нунне, т.е. ворта Монашек. С ними тоже была забавная история. Их в шестидесятые годы 19 века признали жутко ценными, замерили, зафотографировали (одна из первых фотосъемок Ревеля, между прочим), собрали деньги на реставрацию...Ну а затем, как несложно догадаться - оперативно снесли :(

6)Картина Боголюбова. Автор явно переоценивал глубину акватории Таллиннской бухты: для того, что бы на берег в районе нынешнего памятника "Русалки" выкинуло двухмачтовое судно, необходимо, как минимум, цунами :)

7)Последнее фото. Датировка - где то между 1897 годом (на Выстовочном плацу уже построена т.н. Ротонда, видна ее крыша) и 1899-ым: на Вышгороде еще не видны ни купола собора Ал. Невского, ни даже его строящиеся стены.
Josef Kats
May. 15th, 2012 09:28 am (UTC)
Ох, да, как-то проскочил мимо гравюры Гельхаара...

Итак, на иллюстрации - Вана Тург, площадь Старого рынка. От нее начинается улица Вене (Русская), в дальней переспективе которой видна православная Никольская церковь работы Луиджи Руска.
Слева - городской амбар, ныне занимаемый известным, наверное, каждому гостю города рестараном средневековой кухни "Олде ханза". Дом на углу площали и ул Вене практчисеки не изменился - разве что мезонин перестроен в полный этаж. Домам напротив (угол Вене и ул Виру) повезло значительно меньше: в конце 1870ых их снес арх Р. Кнюпфер (?) и построил на их месте доходный и торговый дом для русского купца (впрочем, онемчевшегося "в хлам") В.И.Демина.
Средневековые дома в правой части гравюры продержались дольше. Ближайший к нам снес в 1904 для строительства банка Карла Шееля знаменитый рижский архитектор, знаток и любитель ревельских древностей Вильгельм Нойманн. Оригинальный портал, дверь и флюгер были сохранены и задействованы в его неоготическом банковском здании. Два других (тот, что получил различимый на гравюре фасад в духе бюргерского классицизма и стоящий за ним) были снесены уже в 1920ые, при расширении здания банка Шееля.
visualhistory
May. 15th, 2012 10:00 am (UTC)
Да, получается всё же, что и Старый город подвергался непрерывной перестройке...
Наверное, в пределах городских стен сейчас средневековая (условно, до 1710 г.)застройка составляет процентов 10-15?
Josef Kats
May. 15th, 2012 10:37 am (UTC)
Философский вопрос ;)
Согласно официальной точки зрения, Таллинн в черте крепостных стен сохранил от 70 до 85 (!) процентов средневековой кладки.
Что это значит? То, что здания могут быть до неузнаваемости перестроенными в 18-19 веках, но при этом сохранять средневековую коробку стен выше цокольного этажа.
Сколько сохранилось зданий, аутентично сберегший средневековый облик? Действительно, процентов 15-20. В них попадают городские укрепления плюс церкви, ратуша (хотя ее подгадили в 19 веке), цекрви, Большая гильдия, конная мельница, несколкьо амбаров. Большинство "классических" образчиков средневековых бюргерских домов - результат рестарации 60-80 годов.
visualhistory
May. 15th, 2012 11:03 am (UTC)
Да, действительно вопрос очень непростой, поскольку старинные дома иногда прячутся где-то внутри вполне современных зданий. Иногда даже появляется "эффект матрёшки". Например, в Москве на Тверской есть сталинский дом (кажется, с рестораном "Арагви"), в который была встроена дореволюционная гостиница "Дрезден", а внутри неё недавно обнаружились неплохо сохранившиеся палаты 17 века. Сейчас их судьба, правда, вызывает опасения у специалистов.
Ещё я был удивлён, когда узнал, что где-то внутри построек Кремля сохранились стены церкви 14 века, т.к. до этого был уверен, что у нас в городе не осталось ничего старее Спасской церкви 1420 г. в Спасо-Андронниковом монастыре.

izdaleka_nekta
Feb. 3rd, 2013 08:37 am (UTC)




Можно сказать - облик сохранён. Это оголовки труб ливневой канализации крыши Ратуши.
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner