visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Categories:

День рождения Московского метро (77 лет)

15 мая 1935 г. состоялось долгожданное событие - открылась первая линия московского метрополитена от Сокольников до Парка Культуры с ответвлением до Смоленской площади. Первые лопаты (позаимствованные у дворников) начали копать московскую землю в ноябре 1931 г., но к широкомасштабным работам приступили только в 1933 г. после утверждения технического проекта. Огромную роль в строительстве сыграли переброшенные в столицу донецкие шахтёры.
«Метрострой — Всесоюзная ударная комсомольская стройка», 1934 г.:


Надо сказать, что необходимость строительства метрополитена в Москве дебатировалась с начала 20 века, один за другим выдвигались и отклонялись различные проекты.
Некоторые из них предусматривали создание частично эстакадных линий по примеру Нью-Йора и Берлина.
Эта идея нашла отражение на известных эскизах Каразина 1902 г.
Эстакада и центральный вокзал метрополитена со стороны Красной площади:



Центральный вокзал метрополитена на Васильевском спуске:


Метро у Николаевского (ныне Ленинградского) вокзала:


Вроде бы в 1914 г. даже началось сооружение метродепо с планами пустить московскую подземку в 1920 г. Всё это было похоронено мировой войной, революцией, гражданской войной и разрухой.
К идее вернулись в начале 1930-х, когда приток в столицу трудовых ресурсов для индустриализации привёл к перенаселению города и появлению признаков транспортного коллапса.

Так выглядели на карте первые линии московского метро, пущенного в 1935-м:


Крупнее

Фамилию Лазаря Моисеевича столичная подземка носила до 1957 г., пока бывший глава МГК ВКП(б) и нарком путей сообщения на стал участником "антипартийной группы" и не отправился командовать электростанцией в Караганду. Не знаю как сейчас, но ещё несколько лет назад фамилия Кагановича ещё ясно проступала на старых табличках некоторых центральных станций.
Но нам лучше вспомнить сегодня всех, кто своим тяжелейшим и самоотверженным трудом проложил в Москве подземные магистрали и поздравить с памятной датой сотрудников самого красивого в мире метро!



Tags: История транспорта, Метро, Москвоведение, Старая Москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments