?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пережив шок и потрясение со смертью Сталина, Советский Союз вступал в новый, 1954 год с надеждами на скорые перемены к лучшему. Завершавшаяся работа по послевоенному восстановлению страны и мощнейший подъём в промышленности давали людям право рассчитывать на долгожданное облегчение жизни, рост личного благосостояния.
К 1954 году почти все профессиональные фотографы СССР хорошо освоили цветную плёнку, поэтому визуального материала для одного обзора даже слишком много. Будет отдельная часть о советских людях 1954 года.



В Москве после реконструкции открылся ГУМ - витрина социалистического изобилия:


Ориентированный на зарубежного читателя журнал "Советский Союз" запечатлел в роскошных интерьерах ГУМа образцовую картину потребительского общества в СССР:


А в советских фильмах рекламировали свободную продажу личных автомобилей населению.

Советский автосалон 1954 года в Минске:


Личные автомобили действительно были тогда в свободной продаже. Москвич-400 за 9000 рублей (эконом класс), Победа за 16000 рублей (бизнес класс) и ЗИМ (впоследствии Чайка) за 40000 рублей (представительский класс).

Многие не поверят, но в 1954-м СССР был запущен первый проект отечественного цветного телевидения "Радуга":

Хотя для свободной продажи было выпущено несколько тысяч специальных телеприёмников, но всё же оказалось, что проект слишком опередил своё время. По-настоящему эра цветного телевещания в СССР наступит только в 1967 г., с помощью французов.
По правде сказать, в 1954-м и черно-белое телевидение в СССР не было ещё особенно массовым, большинство людей по-прежнему узнавали новости из газет или по радио.
1954 год - это лебединая песня "сталинского ампира", когда каждую вещь, от дома до радиоприёмника, старились делать изысканно красиво:


Ещё в 1954-м открылась после реконструкции главная выставка страны - ВСХВ. Это событие запечатлели в цвете сразу несколько советских фотомастеров, в т.ч. Семён Фридлянд.
Новый главный вход Всесоюзной сельскохозяйственной выставки:


Главный павильон выставки, "Механизация", сильно изменился за счёт пристройки к нему помпезного фасада:


А по вечерам там была настоящая феерия:


У нас ещё будет отдельный пост со снимками ВСХВ 1954 года.

В 1954-м в Москве с опозданием в 7 лет установили памятник Юрию Долгорукому в ознаменоване 800-летие города. На этом историческом снимке он ещё на территории завода:

Жаль, что в кадр не попала нижняя часть, чтобы проверить известную легенду про срочную переделку))

Как и вообще все послевоенные годы, 1954-й в СССР был годом великих строек.
На строительстве Горьковской гидроэлектростанции А Горячев, "Огонёк", 1954:


Начало строительства Братской ГЭС, Бальтерманц, 1954:


В общественно-политической жизни СССР наметились первые признаки "оттепели", само понятие которой связано с названием одноименной повести Ильи Эренбурга, вышедшей в 1954 году. Но громкие события были ещё впереди.
Внешне ещё почти ничего не изменилось и советские люди традиционно выходили на парады под знамёнами Ленина-Сталина:


Страной в 1954-м фактически правил дуумвират Хрущёв-Маленков, причём до 1955-го не было понятно, кто из них окажется главнее.
А Брежнев тогда был ещё секретарём ЦК КП Казахстана:


В советском кино заканчивался период малокартинья (1943-1953 гг.).
Один из главных фильмов 1954 года - "Верные друзья":


По своей стилистике это чистый сталинский классицизм. В картине с размахом показан масштаб строительства в стране и хорошо передана атмосфера послевоенного созидания. За этот обильный позитив фильм любят до сих пор.


Другой кинохит 1954-го - "Укротительница тигров":


Посмотрим, как выглядели улицы советских городов в 1954-м.
Невский проспект, через 4 года после снятия трамвайных маршрутов:

Пройдёт всего пару лет, и найти на в транспортном потоке крупных советских городов "эмки" будет уже довольно сложно.

Впрочем, за исключением центральных улиц Москвы и Ленинграда, автомобильного потока в советских городах тогда особенно и не было, тон задавали трамваи, автобусы, троллейбусы, грузовики.

Таллин-1954:


Улица Артёма в Донецке в том же году:


Нижний Тагил на снимке С. Фридлянда:


Сухуми:


Главное место в относительно немногочисленном советском автопарке прочно заняли автомобили "Победа", которые начнут понемногу уступать его "Волгам" лишь в конце десятилетия.
На вокале в Риге в 1954-м:


А на советских железных дорогах ещё царили паровозы (выпуск которых будет прекращён в 1956 году).
В 1954-м паровозы ещё строили:


Вокзал в Евпатории:


Вокзал в Минске:


А электрички в 1954 г. выглядели так:

(электропоезд Ср3-1280 на территории Рижского вагоностроительного завода).

А в пассажирской авиации продолжали господствовать ЛИ-2 (ещё довоенный лицензионный американский "Дуглас"), один из которых совершает посадку на минский аэродром на этом кинокадре:

Но новая эра и здесь уже была не за горами. В июне 1954 года постановлением Совмина СССР предписывалось в кратчайшие сроки разработать отечественный пассажирский самолет с турбореактивными двигателями.

1954 год - последний год старой, классической архитектуры в СССР. Строили красиво, помпезно, но относительно мало. Малые и многие средние города вообще целиком сохраняли дореволюционный облик. В следующем, 1955-м будет положено начало революции под названием "индустриальное домостроение", вспыхнет кампания борьбы с "архитектурными излишествами" и облик советских городов начнёт меняться гораздо более быстрыми темпами.
А в середине 50-х фильмы о дореволюционной России можно было снимать без декораций: всюду были булыжные мостовые, покосившиеся амбары и деревянные телеграфные столбы.

Киев 1954-го на снимке Н. Козловского:


Теперь в том же ракурсе прямо за колокольней Лавры маячит железобетонная 40-этажная чушка "илитной" новостройки.

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
nkps
Nov. 29th, 2014 04:36 pm (UTC)
Спасибо. Очень понравился данный выпуск.
burzumer
Nov. 29th, 2014 04:36 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно.
Ivan Merkulov
Nov. 29th, 2014 05:48 pm (UTC)
КРАСОТА!!!
yassena
Nov. 29th, 2014 06:00 pm (UTC)
Спасибо.Очень интересный год получился.
amfspb
Nov. 29th, 2014 07:52 pm (UTC)
Собираю все Ваши хроники. Спасибо.
patlvoz
Nov. 29th, 2014 10:04 pm (UTC)
И все таки хорошие были времена) Не отказался бы вновь вернуться в Советский Союз)
valaamov_osel
Dec. 1st, 2014 12:31 am (UTC)
Если любишь жрать говно, не стоит торопиться в СССР. Он уже почти пришёл к тебе.
valaamov_osel
Dec. 1st, 2014 12:30 am (UTC)
1954 год - это лебединая песня "сталинского ампира", когда каждую вещь, от дома до радиоприёмника, старились делать изысканно красиво. Видимо поэтому приёмник Звезда -54 содрали один в один с французского радиоприёмника Excelsior-52. А вот как французы сумели создать такую "лебединую песню сталинского ампира" без чуткого руководства дедушки Сталина и его КПСС - это для меня загадка. Впрочем, как и с Победой, и Дугласом.


Free Image Hosting at FunkyIMG.com

Edited at 2014-12-01 12:30 am (UTC)
Michael Antonov
Dec. 3rd, 2014 06:46 am (UTC)
Строго говоря, Брежнев в том году стал (2-м) секретарем ЦК КПКаз.
lidiya_nic
Dec. 26th, 2014 12:47 pm (UTC)
Замечательно !
ramarkes
Dec. 29th, 2014 06:34 pm (UTC)

Очень понравился ваш журнал. Буду ждать новые выпуски.
Разрешите добавить вас в друзья.
visualhistory
Dec. 29th, 2014 06:45 pm (UTC)
Конечно, добавляйте))
И смотрите посты по тегу "20 век в цвете".
graqdanin
Dec. 30th, 2014 09:40 am (UTC)
Спасибо. Раннее детство вспомнил.
sindbad999
Dec. 31st, 2014 08:27 am (UTC)
Спасибо за пост !!!
kostyanet
Jan. 1st, 2015 02:14 pm (UTC)
>К 1954 году почти все профессиональные фотографы СССР хорошо освоили цветную плёнку

Это слайд: идеальная цветопередача сквозь годы! Слайд+среднеформатная камера. Ответственные, постановочные съемки всегда делались на слайд

С Новым Годом!
box144a
Oct. 30th, 2015 02:39 pm (UTC)
МЕГА-ФОТО
"А электрички в 1954 г. выглядели так"

Электрички рядом с трамваями! Для "транспортников" это икона.
jadore_odessa
Dec. 22nd, 2015 07:53 pm (UTC)
Спасибо, очень интересный Ваш ЖЖурнал .
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner