?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у oldcolor в Заросшая Россия или Когда деревья были маленькими
Одна из главных проблем (и одно из главных открытий) съемки фотосравнений по следам Прокудина-Горского - Россия жутко заросла за последние 100 лет.  Почти на всех дореволюционных снимках русских городов мы видим аккуратные деревца, которые лишь немного поднимаются над крышами одно-двухэтажной застройки. Безусловно, размеры городской растительности тщательно контролировались, как в целях пожарной безопасности, так и по соображениям эстетики, благоустройства. Особенно следили, чтобы деревья не загораживали вид на храмы и архитектурные ансамбли.
Потомкам уже не приходит в голову ничего подобного, наоборот в связи с ухудшением экологии считается, что чем более "зелёными" станут города, тем лучше.
Конечно, обилие зелёных насаждений это очень хорошо, но для внешнего облика исторических городов России свободное зарастание имеет весьма печальные последствия, представить которые можно по нижеследующим фотосравнениям.

Вид с паровой мельницы на ансамбль храмов в слободе Коровники Ярославля в 1911 и 2011 гг:

Не всякий полезет на бывшую паровую мельницу, но вид на Коровники почти также испорчен теперь и из центра города.
При этом ещё в конце 1950-х растительность в этом районе Ярославля почти не отличалась от дореволюционной.
По берегам реки Которосль в Ярославле в последние десятилетия выросли целые лески:



Не виден за деревьями Никольский храм у собора Фёдоровской Божьей Матери в том же Ярославле (1911 и 2011):

Даже огромный новодельный Успенский собор с большинства точек обзора возвышается над зелёной массой только своими золотыми куполами, а из некоторых мест он вообще не виден из-за деревьев:


Почти полностью потонул в зелёных дебрях ансамбль торговой части г. Старицы на Волге (снимки 1910 и 2008 гг.):

Вид той же части города с противоположного берега Волги в 1910 и 2008 гг.:


С высоченного городского вала за деревьями теперь не виден старинный Белозерск (1909 и 2011 гг.):

Наверное, лет через 20 с вала будут уже не видны главы храма и само Белое Озеро:

И внутри вала Белозерск также неуклонно зарастает:

Обезглавленные старинные храмы Белозерска и вовсе давно потерялись в городском лесу:


В городе-памятнике Торжке многие прекраснейшие панорамы просто перестали существовать для зрителя, оказавшись за сплошной зелёной стеной (1910 и 2010):

Вид на Торжок с городского вала в 1910 и 2010 гг.:

Вид Торжка с набережной Тверцы (1910 и 2010):


В г. Романове-Борисоглебске знаменитый Воскресенский собор (1652 г.) вообще теперь не виден с того места, откуда его снимал Прокудин-Горский в 1910 г.:


Не виден теперь за деревьями чудом уцелевший собор в Череповце (1909 и 2011 гг.):


Среди каких-то дебрей оказался Троицкий собор в Осташкове (1910 и 2010 гг.):


Огромное дерево "убило" масштаб и величественных монастырских стен и уцелевшего храма в Кириллове (1909 и 2011 гг.):


Зарос и Горицкий монастырь близ Кириллова (1909 и 2011 гг.):


Почти не виден за деревьями монастырь Фёдора Стратилата в Переславле-Залесском (1911 и 2008 гг.):


Заросший Можайск (1911 и 2010):


Даже город-заповедник Суздаль, за внешним видом которого должны следить с особым усердием, также порядком зарос.
Вид на речку Каменка в 1912 и 2009 гг.:

Слабо просматривается внушительных размеров собор Рождества Христова (1912 и 2009):

Заросли подходы к Спасо-Евфимиеву монастырю:


Однако есть примеры, когда до сознания наших современников начинает доходить, что возможность любоваться выдающимися памятниками архитектуры стоит десятка срубленных деревьев.

Это сравнение со снимком Прокудина-Горского 1910 г. (церковь Иоанна Предтечи в Угличе) я делал в сентябре 2008 г.:

Говорят, что буквально через несколько дней после этого деревья спилили и они больше не портят вид.

Может быть, также поступили или поступят с зарослями у дворца царевича Дмитрия в том же Угличе, который в 2008 г. был почти не виден:


В случае с г. Владимиром я уже успел снять классический вид с древним Успенским собором (1911 и 2009 гг.) без всяких помех (не считая реставрационных лесов):

А ведь ещё не давно там был настоящий лес:

Но зелени во Владимире от этого особенно не поубавилось (1911 и 2009):


Восстановление памятников стоит очень дорого и часто не по карману местным властям, но иногда для облагораживания исторического облика бывает достаточно простой бензопилы.

Как ни удивительно это звучит, но заросли не только города, но и многие загородные ландшафты, в т.ч. важнейшие исторические места и памятники природы.
Вот, например, вид истока Волги в 1910 и 2010 гг.:


А так заросла река Колочь близ Бородино (1911 и 2010 гг.):


На вершине Мауровой горы теперь лес, скрывающий изумительную панораму Кирилло-Белозерского монастыря (1909 и 2011 гг.):


В 1911 г. почему-то ниже были даже леса в окрестностях Переславля-Залесского, чем спустя столетие:





Comments

( 23 comments — Leave a comment )
schelkunov
Jun. 17th, 2012 05:31 am (UTC)
Проблема конечно, но легко решаемая, если за неё взяться. У нас вот, наоборот, губернатора называют древосеком за излишнее старание в вырубке городских деревьев.

А исток Волги, по-моему, от зарастания только выиграл)
visualhistory
Jun. 17th, 2012 05:58 am (UTC)
Да, к истоку Волги претензий нет :-)
alliruk
Jun. 17th, 2012 06:43 am (UTC)
Любопытно. Но в некоторых случаях, я думаю, "сто лет назад" - не показатель: разгар промышленного развития, как раз за предыдущие сто лет последние деревья в окрестностях жилых и промышленных зон повырубали. А многим памятникам здесь гораздо больше, чем сто лет. То есть, может быть, двести или триста лет назад они были такими же заросшими, и вид на них подвержен "циклическим колебаниям"...

(Живя на юге, где степь переходит в полупустыню, я к деревьям трепетно отношусь, - они у нас сами практически не растут, только посаженные).
visualhistory
Jun. 17th, 2012 09:26 am (UTC)
Судя по старым гравюрам и картинам, до 19 века деревьев на улицах русских городов было вообще крайне мало, в пределах исторической части их вообще могло не быть.
kotik_vorkotik
Jun. 17th, 2012 05:23 pm (UTC)
Двести и триста лет назад города были крайне пожароопасными, даже бани запрещалось топить летом. Так что каждое дерево на учете. тем более кормились горожане в основном со своих огородов, которые также были в черте города, поэтому деревьям и кустам - не место.
djak_krjakutny
Jun. 17th, 2012 07:13 am (UTC)
Да, это вопрос часто поднимается при фотосравнениях.
Не так давно обсуждались фотографии Смоленска, на которых "историческая" местность бывает и не "просматривается".
Тут, на мой взгляд, непростое дело.
Специально памятники и виды никто не обсаживал деревьями - это результат сокращения дровяного отопления, а там, где оно осталось, народ имеет возможность привозить дрова издалека.
Вот и не принято стало вырубать насаждения вблизи жилья.
Хотя, как ни парадоксально, за деревцами в городе в то время следили больше - часто видно на старых фотографиях, как эти чахлые деревца ограждены достаточно мощной оградой.

Но вот всё же вырубать зелёные насаждения ради "историчности"?
Не знаю. Но думаю, что это будет не верно.
Абсолютной идентичности всё равно не добиться.
Впрочем, это только моё мнение.

visualhistory
Jun. 17th, 2012 09:22 am (UTC)
Я чего-то сомневаюсь, что до революции деревья на улицах и в скверах кто-то рубил на дрова, Скорее всего, это было бы подсудно. Другое дело, что за размером деревьев следили каким-то образом.
Что касается открытия вида на уникальные памятники архитектуры - здесь каждый город, музей, заповедник решает по своему. Вот, в Угличе и Владимире решились сделать первый шаг.
djak_krjakutny
Jun. 17th, 2012 09:49 am (UTC)
Но чистка зелёных насаждений проводилась несомненно интенсивней.
Ибо "хвороста воз" для отопления городской лачуги (а были и такие) из лесу не привезёшь, вот и "чистили" от хвороста, кустарников и прочих зарослей городские пустыри и неудобья. Как чуть позже в войну, и ещё позже - в начале 90-х.
Я так это понимаю.

Но Вашу точку зрения я понимаю, и согласен, что кое-где она - т.е. очистка от, скажем так - "зелёнки" должна иметь приоритет.
maksim_l
Jun. 17th, 2012 07:32 am (UTC)
Истоку Волги пошло на пользу, и часовне в окрестностях Переславля-Залесского, но это исключение.
moscowhite
Jun. 17th, 2012 07:39 am (UTC)
Очень хорошая подборка.
silvery_scream
Jun. 17th, 2012 07:54 am (UTC)
Никогда об этом не задумывался, априори считая, что природу править не надо, она и так красива.
Но Вы меня переубедили. Правда - хотелось бы видеть сегодня города в плане деревьев такими, какие они были сто лет назад.
deird_re
Jun. 17th, 2012 08:46 am (UTC)
С деревьями все это выглядит гораздо красивее :-))). Очень жаль, что срубили у Успенского собора деревья - зимняя фотография была потрясающая.
zig_master
Jun. 17th, 2012 08:56 am (UTC)
Классная подборка.
Проблема, на самом деле, проста: в ходе промышленной революции по известным причинам взялись за озеленение городов, а нехватка средств, людей и умения много где привела к трактовке озеленения, как "не трожь то, что само выросло". И особенно это малых городов касается.
Ну а на открытых пространствах свою роль, безусловно, прекращение заготовки дров сыграло и отсутствие частной собственности на землю, конечно же.
global_disorder
Jun. 17th, 2012 09:32 am (UTC)
Знаете что общего между Монголией и Фарерскими островами?
visualhistory
Jun. 17th, 2012 09:33 am (UTC)
?
global_disorder
Jun. 17th, 2012 10:54 am (UTC)
ни там ни там почти нет деревьев))
visualhistory
Jun. 17th, 2012 01:27 pm (UTC)
Во многих странах почти нет деревьев.
А как раз в Монголии, на севере страны, лесов хватает: http://nnm.ru/blogs/barhudarow/mongoliya_2010_chast_6_hubsugul_i_doroga_domoy/
misharussia
Jun. 17th, 2012 09:58 am (UTC)
Тут про озеленение пишут. Отговорки это. Не озеленение это, а наш пофигизм. Выросло дерево само по себе, и пусть, вроде как и хорошо,- для воздуха полезно... А то что все исторические виды "убиты" дела никому нет.
o_apankratov
Jun. 17th, 2012 11:13 am (UTC)
Говорят, эти перемены связаны и с изменением самогО типа психологии жителей: если до революции в городах проживали в основном потомственные горожане, почти генетически ценившие город и его архитектуру как самостоятельную ценность и потому защищавшие её от поползновений растительности, то после 1917-го, а особенно на рубеже 1920-х-30-х, в связи с коллективизацией и пр., в города хлынули потоки вчерашних селян (потом были ещё волны этой миграции: при Хрущёве, когда колхозникам выдали паспорта, при Брежневе, когда боролись с "неперспективными деревнями" и расплодились "лимитчики" (помните таких?:),и т.д.,и т.п.), для которых самым красивым местом в мире был густой лес. В общем, "понаехали тут" (далеко не всегда по своей доброй воле, конечно, но это отдельная тема), вот и результаты :(
kotik_vorkotik
Jun. 17th, 2012 05:19 pm (UTC)
Ну и выводы вы не сделали - а мой муж, побывав недавно в Великом Устюге, специально заметил, что почти все церкви обсажены тополями. Деревьями быстрорастущими и большими. То бишь с 40-х годов уже кишка тонка была церкви разрушать, поэтому засадили их деревьями или просто не вырубали те, которые сами росли. В принципе решение разумное, с точки зрение идеологии, чтобы лишний раз глаза не мозолили.
Josef Kats
Jun. 19th, 2012 09:24 am (UTC)
Лет пятнадцать тому назад в Таллинне был вселенский хай: ах, рубят деревья на валах Вышгорода, ах, этот шелест листьев-веков! Никто не помнил, что вырос этот лес в послевоенные годы уже...
Лет десять тому назад был аналогчиный шум вокруг деревьев Кадриорга. Ах, они Петра помнят, а вы их - под пилу. Представляю, как рассердился бы Петр, увидав, во что превратился созданный им парк в регулярном стиле - с подстриженными в форме шаров да пирамид кустарниками... ;)
gunfighter_a
Jun. 21st, 2012 06:05 pm (UTC)
Передлагаю все Россию застроить храмами, а леса выжечь. Чтоб были пейзажи как в монголии.
double_maggic
Jul. 1st, 2012 08:48 am (UTC)
Деревья вырубить, провода посрезать, столбы, телевышки и дымовые трубы сравнять с землей. Да, и не забыть поснимать асфальт. В соотвествии с историческими видами.
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner