?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у oldcolor в Тайна тройных диапозитивов Прокудина-Горского
Для фильма Леонида Парфёнова "Цвет нации"  был изготовлен макет проектора Прокудина-Горского в точном соответствии с экземпляром проектора А. Мите, который хранится ныне в Мюнхенском техническом музее:



На днях коллега по исследованию задал мне вопрос: а как же Прокудин-Горский мог на этом проекторе показывать свои снимки, если они имеют вид вертикально ориентированного тройного негатива?
Разве проектор не должен быть вертикальным, таким, как на схеме внука Прокудина-Горского Свечина?

Вопрос интересный и связан с одной из самых главных загадок Прокудина-Горского, поэтому мы его рассмотрим подробно.




Прежде всего, откуда мы точно знаем, что ПГ использовал именно проектор системы Мите?
Об этом написано в Ведомостях ИРТО за 1905 год, в отчёте о первой публичной демонстрации цветных снимков:


Оригинальный вид проектора Мите:


В тех же источниках не раз упоминалось, что ПГ использовал фотокамеру системы А. Мите, поэтому полученные негативы должны были выглядеть одинаково.
Где хранится коллекция Мите мне не известно, но её части продаются на Интернет-аукционах.
Можно убедиться, что это такие же вертикально ориентированные тройные негативы:


Так как же их показывал Мите на своём "горизонтальном" проекторе?
Ответ элементарен: и Мите, и Прокудин-Горский показывали на проекторы вовсе не негативы, а сделанные с них диапозитивы. Эти диапозитивы были прикреплены горизонтально в ряд на специальную алюминиевую рамку.
Фотографии этих рамок есть в диссертационной работе Йенса Вагнера, специально посвященной методу Мите:


Точно также поступал и наш Сергей Михайлович.

В Деле о приобретении в казну коллекции Прокудина-Горского имеется его Докладная записка от 6 декабря 1910 года, где можно прочитать следующее:

"С негативных изображений мною исполнены диапозитивные изображения, состоящие тоже из металлического серебра, восемьсот штук из которых вставлены в специальные алюминиевые рамы для получения цветной проекции на экране. Для вставления остальной партии позитивов необходимы еще такие же рамы, но на это в данное время я не имею средств. Как негативы, так и вставленные в рамы позитивы хранятся в ящиках в полном порядке".

А теперь главный вопрос:
Куда подевались сотни тройных диапозитивов Прокудина-Горского? Ни один из них до сих пор не найден ни в России, ни Америке, ни во Франции.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
622529
Jan. 2nd, 2015 03:47 pm (UTC)
А чем горизонтальное расположение диапозитивов лучше вертикального?
Чисто из за удобства размещения на столике?
Или там какие-нибудь нюансы со смещением угла проекции?
visualhistory
Jan. 2nd, 2015 06:11 pm (UTC)
Увы, не знаю.
kamajuki
Jan. 3rd, 2015 01:36 am (UTC)
скорее проблема связана с охлаждением проектора. верхнему диапозитиву будет доставаться сразу тепло от трех ламп. понятно, что энергосберегающих ламп тогда не существовало в природе.
622529
Jan. 2nd, 2015 07:02 pm (UTC)
Вообще, интересные они, все эти фотографии на пластинках..
Совсем по другому на них получаются глубина и объем.
У меня есть старинные, можно сказать - начала прошлого века - семейные фотографии, в том числе и любительские.
И даже те, что получились с плохим качеством, с пятнами, царапинами - все равно каждый раз удивляют четкостью деталей и глубиной.
Несмотря и на тусклость, и ч/б, и даже нерезкость или смазывание - все равно выходило очень жизненно..

Я и сам в свое время фотографировал-проявлял-печатал немного - но ничего похожего на пленочных фотоаппаратах никогда не получалось. Видел похожее только у некоторых профессионалов - и то там , как мне тогда они поясняли, достигается какой-то там специальной подготовкой и обработкой.
Цифра, собственно, тем же грешит.
А ведь, казалось бы, всего-то чуть другой фокус..

Вот сейчас вспомнилось, как в какой-то детской популярной книжке читал, что для того, чтобы увидеть любую фотку как стерео - надо смотреть на нее обоими глазами на расстоянии фокуса объектива, которым она снималась.
Если брать обычный фотоаппарат, с 36х24 - получается примерно пять сантиметров.
В свое время чуть глаза не сломал, разглядывая так свои дилетантские фотки , держа отпечаток у самого носа )))
Но ведь и правда - всё приобретает объем ))

А на тех старых ящиках и гармошках фокус был как раз 15-20см - вот и эффект совсем другой.

Кстати похвастаюсь, что у меня сейчас и "Фотокор" тридцатых годов хранится - вполне в рабочем состоянии.. Вот только объектив внутри весь запыленный, а сам разбирать и чистить боюсь - кабы что не попортить невозвратно.. И пластинки не знаю где нынче брать..

хехе ))..
Коммент собирался писать о том, какой в свое время восторг испытал, когда в первый раз, лет пять назад, увидел фотки ПГ - а уехал ненароком на своё))

Edited at 2015-01-02 07:16 pm (UTC)
kamajuki
Jan. 3rd, 2015 01:33 am (UTC)
объектив фотокора разбирается и собирается без проблем. чистится тоже легко.
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner