Прежде всего надо понять одну ужасную истину: на войне при освобождении/взятии городов любая армия неизбежно уничтожает мирное население, иногда в очень большом числе. Война такая подлая вещь, что по другому её просто невозможно вести. Можно капитулировать, можно договориться о перемирии, но вести войну, не уничтожая при этом мирное население, невозможно. Поэтому вопросы "кто стрелял? Куда попал?" здесь, увы, задавать бессмысленно. Враг всегда неправ и во всём виновен. Точка.
Международное гуманитарное право относит к запрещенным методам войны "бессмысленное разрушение городов и населенных пунктов", однако на практике доказать бессмысленность разрушения города при его штурме невозможно, иначе пришлось бы объявлять военными преступниками в том числе и советских артиллеристов, лётчиков, танкистов, которые на пути к Победе разрушили сотни городов, включая свои собственные.
Да, очень больно осознавать, что из хрестоматийных 1700 советских городов, разрушенных фашистами, очень многие были выжжены на самом деле советскими бомбами и снарядами. И от этого "дружественного огня" погибли десятки, а может и сотни тысяч мирных жителей, так и не дождавшихся своего освобождения.
Трудно даже представить себе, какие чувства испытывали советские воины, когда видели в освобождённых городах результаты своих обстрелов и бомбёжек, и как они с этим жили потом всю свою оставшуюся жизнь.
Одним из самых страшных примеров является целенаправленное уничтожение нашей реактивной артиллерией города Ржев при его безуспешном штурме в 1942 году.
"В эти дни наша артиллерия и "катюши" вели обстрел Ржева. Город горел, 24 и 25 августа на месте города стояла стена огня."(Ржевская битва 1941-1943 гг. Изд.: "История Ржева", Ржев, 2000 г.)
Об этой трагедии всегда будут напоминать стихи Суркова:
Леса пожаром осени горят,
От северного ветра порыжев,
За косогором сорок дней подряд
Пылает старый русский город Ржев