?

Log in

No account? Create an account

Памяти Азнавура

Умер великий певец, его песни — лучший памятник ему.
Конечно, первая среди них это пронзительная Une vie d'amour, ставшая одним из бессмертных гимнов XX века.
Но сегодня всё же хочу поставить ту, которая потрясла меня 28 лет назад.

2000-е уходят от нас всё дальше, но ещё не до всех успело дойти, что фотонаследие этого десятилетия уже стало историческим.
Известный ресурс Паствю принципиально не интересуют снимки, сделанные после 2000 г., там их по инерции продолжают считать "малоценными современными фотками".
Между тем, снимки российских городов начала 2000-х (последние годы плёнки) сейчас встречаются едва ли не реже, чем снимки начала 1900-х, когда была культура массового фотографирования не только достопримечательностей, но и любых мало-мальски приличных городских видов. В начале 2000-х такой съёмкой в России занималось лишь небольшое число энтузиастов.
Искать снимки 2000-х в нужных ракурсах сейчас становится всё сложнее. Сервис Панорамио с привязкой к карте убит, Яндекс-фотки убиты. Ресурс photo.qip.ru (где было множество альбомов 2000-х) с начала сентября агонизирует, хотя его администрация говорит что-то про "временные технические проблемы".
Кто-нибудь из читателей знает ещё ресурс, где можно посмотреть снимки российских городов 2000-х с привязкой к карте или хотя бы как-нибудь иначе систематизированных?

Пара примеров того, насколько исторически интересными могут быть снимки из недавних 2000-х.
Место гостиницы "Москва", 2004 год:
2004 место гостиницы Москва

Эх, была у Лужкова хорошая мысль оставить это место свободным, но бабло решило по своему.

А вот как крушили "Москву" в 2003-м:
Смотреть дальше...Collapse )

Домашняя археология

Припоминаю курьёзный случай, как один итальянский археолог выражал недоумения: какая в России может быть археология, если большинству русских городов нет и 1000 лет?
На самом деле "археология" — понятие  универсальное и с понятием "древности" никак не связанное. Существует, например, "военная археология", извлекающая из земли или из-под воды следы не столь далёких битв. Совсем недавно появилось такое явление как "автоархеология".
Наконец, археология может быть даже сугубо личной, домашней. Вот как ни странно, но даже в квартире при жизни одного человека образуются "культурные слои", которые скрывают прошлое, порою совсем уже позабытое.
Не так давно делал ремонт на кухне и содрал несколько слоёв обоев. А под ними оказалось то, что давно уже было позабыто — стены кухни моего детства, 1970-е годы:

DSC_0332


Только после этой находки я стал смутно припоминать, как когда-то мы с отцом клеили эти переводные картинки, и на стены, и на мебель.
Увы, после ремонта от этого кораблика не осталось и следа, но фото уже никогда не даст забыть о том, что было раньше...
На Госкаталоге продолжают выкладывать кадры из бесценной коллекции пионера советской цветной фотографии Владислава Микоши.
Очень интересная серия слайдов Берлин во время III Всемирного фестиваля молодежи и студентов 5-19 августа 1951 г.

1951 Берлин во время III Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Микоша

Все флаги буду в гости к нам!:

Смотреть дальше...Collapse )
Продолжение поста Как убивают скайлайн наших городов трёхгодичной давности.
С начала 21 века Россия (как и ряд других постсоветских стран) переживает настоящую градостроительную катастрофу.  Те исторические красоты, которые чудом уцелели в бурях прошлого стелетия, теперь убивает алчная орда застройщиков.
Это не просто безумие, это преступление против нации без срока давности, за которое рано или поздно ответят все: и те, кто делал барыши на уродстве, и те, кто давал разрешение, и те, кто смотрел на это сквозь пальцы. А я им просто пожелаю гореть в аду.

Свежеизуродованная панорама древнего Смоленска (фото Григория Калачьяна), 2017 год:
2017 Смоленск. Григорий КАЛАЧЬЯН

Смотреть дальше...Collapse )

Утренний позитив

Этот старый хит в последнее время становится всё популярнее.



На выходных съездил в Калугу, третий раз в жизни и спустя 10 лет после предыдущего визита. Странно, что до последнего времени я считал исторический центр этого города "неплохо сохранившимся". Свежим взглядом теперь оцениваю его как "пока ещё не до конца убитый". В целом, как почти все крупные исторические города России, Калуга переживает настоящую градостроительную катастрофу: старая застройка неумолимо уничтожается и на смену ей идут разномастные коммерческие многоэтажки, одна страшнее другой. Ни один вид невозможно нормально снять, потому что кругом носятся или запаркованы автомобили.
Но сейчас не об этом, а о том, что меня потрясло больше всего.
По традиции пошёл взглянуть на жемчужину Калуги — церковь Космы и Дамиана, которая одна стоит всех остальных местных храмов вместе взятых. Легенда приписывает её чуть ли не самому Растрелли, или его ученику, по крайней мере.
На фоне отлакированных за последние годы других калужских храмов этот архитектурный шедевр неожиданно в ободранном состоянии.  Но оказалось, что его не оставили "заботой" только что вставили жуткие пластиковые окна с ближайшего строймаркета!!!:


DSC_0723

Вот так этот ад выглядит крупным планом:

Смотреть дальше...Collapse )
Увы, не весь Севастополь, а только отдельно взятый Херсонес. Это часть внушительной коллекции севастопольских снимков Валентина Хухлаева на стайте История России в фотографиях.
Хухлаев часто комбинировал черно-белую и цветную съёмку, так что есть шанс, что в 1955 г. он снимал в цвете не только Херсонес, но и другие районы Севастополя. Его снимки на указанный сайт выкладываются постепенно.

Руины Владимирского собора:
1955 Херсонес. Валентин Хухлаев4а

Этот храм был построен над тем местом, где русский князь Владимир принял крещение в 988 г.
В Великую Отечественную величественное сооружение было разрушено и восстановлено только к началу 2000-х.

Смотреть дальше...Collapse )
В продолжение вчерашней темы.

В Википедии есть интересная категория Несостоявшиеся метрополитены.
Это история градостроительных амбиций, разбившихся о социально-экономические реалии.

ДОНЕЦК
Решение о строительстве метро принято в 1990 г. По проекту стройка была рассчитана на 10 лет. Строительство начато в 1993 году, запуск первой очереди планировался в 2005 году, позже был назначен на 2011 год. Из-за систематической нехватки финансирования сроки сдачи проекта постоянно сдвигались, а новые сроки сдачи не назывались.

КРАСНОЯРСК
Решение о строительстве метро принято в 1983 г. Непосредственное строительство — был вынут первый ковш земли — началось 17 октября 1995 года. Активные работы прекращены в 2009 г. В 2011 г. принято решение о приостановке строительства всего метрополитена (повторно такое решение принято в 2015 г.).

ОМСК
Решение о строительстве метро принято в 1986 г. Строительство началось в 1992 г., планировалось пустить его сначала в 2008 году, затем в 2012, 2015 и 2016 годах, однако из-за проблем с финансированием и низкой транспортной эффективности пусковой ветки метро в феврале 2014 года правительство Омской области предложило соединить построенные подземные объекты с наземным рельсовым транспортом. В мае 2018 года правительство Омской области приняло решение заморозить строительство метро в Омске.

ПЕРМЬ
Первый официальный план Пермского метро опубликован в 1982 г. Тогда же начались работы предварительного цикла. Первый план запуска в эксплуатацию 1-й очереди метро — 1991 год, второй план запуска в эксплуатацию 1-й очереди метро — 2015 год. В связи с тяжёлой экономической ситуацией 90-х годов строительство метро было сначала приостановлено, а затем и фактически прекращено.

РОСТОВ-НА-ДОНУ
Решение о строительстве метро принято в последние годы СССР, но работа так и не начались. В 2008 г. создано МКУ «Управление Метро Ростова». 18 января 2013 года был утверждён проект планировки и межевания территории для размещения первой линии ростовского метрополитена. Однако дальше дело не пошло из-за экономических сложностей. 30 октября 2015 года был отменён конкурс на проектирование сооружений метрополитена, «Управление Метро Ростова» прекратило существование 10 ноября 2015 года.

УФА
Решение о строительстве метро принято в 1981 г., 30 мая 1996 Президентом России был торжественно заложен первый камень. В 1998 г. республиканским правительством было принято Постановление о сооружении и сдаче в эксплуатацию пускового участка первой очереди в 2007 году. В 2004 году дата пуска была перенесёна на 2010 год. В 2011 году, согласно постановлению нового мэра Уфы Ирека Ялалова, строительство метрополитена было отменено.

ЧЕЛЯБИНСК
Строительство ведётся с 1992 г. Первоначальный срок сдачи пускового участка был на 2000 год, но из-за хронического недостатка финансирования переносился на 2003, 2005, 2007, 2010, 2012, 2015 годы. На данный момент перспективы строительства не ясны. о возобновления финансирования строительства из государственного бюджета, которое отменено с 2009 г., открытие представляется возможным не ранее 2033—2043 годов.

За 27 лет с момента распада СССР в России удалось пустить только один новый метрополитен — в Казани (27 августа 2005 г.), строительство которого велось с 1980-х гг.

Попалась такая интересная карта в Сети.
Что тут можно сказать? Реально метро необходимо городам с населением от 3 млн.  Для обычных миллионников — это баловство и понты. Хотя если много денег, то делают подземку и в полумиллионниках, как в Осло или Хельсинки, например. Интересно, однако, что нищая Португалия в 1959 г. открыла метро в Лиссабоне, когда там и миллиона жителей не было. Наверное, Салазару очень хотелось.

Длина линий метрополитена в странах Европы. Россия – без азиатской части:
Длина линий метрополитена в странах Европы. Россия – без азиатской части


P.S. В Китае к началу 2018 года общая протяженность сетей метро достигла 5022 километров.
В 2017 году ввели в эксплуатацию 33 линии суммарной длиной 869 километров.

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Syndicate

RSS Atom
free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner