Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

Журнальные рисунки как источник по ранней фотоистории России. Часть 19

Очередная серия старейших фотографий Российской империи, которые дошли до нас только в виде журнальных или книжных гравюр (рисунков). Некоторые полагают, что подобные изображения представляют собой работы художников, но это заблуждение. Просто была такая форма печатания фотографий. То, что художники приложили руку в виде добавления каких-то фигур, ничего не меняет. Отретушированная фотография, как ни крути, всё равно останется фотографией.

Кстати, пока я выкладываю журнальные гравюры без фотоисходников, эти фотоисходники постепенно находятся, поэтому через какое-то время снова пойдут пары.

Старица. Рис. из журнала "Нива" за 1875 год:
1875 Старица. Рис. из журнала Нива.jpg

Эта иллюстрация имеет особенную ценность, поскольку до сих пор, как ни странно, не найдено снимков города Старица ранее 1890-х гг. Пока могу лишь предположить, что перед нами репродукция снимка всё того же М.П.Настюкова, из его Волжского альбома 1867 г., который ещё никто в мире не видел целиком, кроме нескольких хранителей оригинала.

Collapse )

Журнальные рисунки как источник по ранней фотоистории России. Часть 12

Очередная серия старейших фотографий Российской империи, которые дошли до нас только в виде журнальных или книжных гравюр (рисунков).

Киев. Золотые ворота. Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация", 1869 год:
1869 Киев. Золотые ворота. Рис. из журнала Всемирная Иллюстрация.jpg

Когда увидел эту репродукцию, то сразу узнал знакомый ракурс одного старинного фото, но всё оказалось не так просто.

На первый взгляд кажется, что ракурс совпадает практически полностью:
Collapse )

Журнальные рисунки как источник по ранней фотоистории России. Часть 11

Очередная серия старейших фотографий Российской империи, которые дошли до нас только в виде журнальных или книжных гравюр (рисунков).

Витебск Вид на Успенский собор, фарный костел и Благовещенскую церковь, 1868 год:


Ужасно хотелось бы найти оригинал этой фотографии, автором которой наверняка является Сигизмунд Юрковский. Возможно, он есть в этой книге, не смотрел.
Дата съёмки, скорее всего, раньше, чем год публикации репродукции (1868).
Кстати, известно продолжение этой панорамы вправо, снимок 1867 года.

Collapse )

Журнальные рисунки как источник по ранней фотоистории России. Часть 10

Очередная серия старейших фотографий Российской империи, которые дошли до нас только в виде журнальных или книжных гравюр (рисунков).

Вход в Казанскую крепость. Русский иллюстрированный альманах. - СПб. Типография Якова Трея, 1858 год:


В нашем блоге уже был дагерротип с видом Казани 1845-1852 гг., поэтому существование снимков города конца 1850-х не вызывает никакого удивления. Возможно, когда-нибудь найдётся и фото, послужившее исходником для этой и нижеследующей гравюр.

Collapse )

Журнальные рисунки как источник по ранней фотоистории России. Часть 9

Теперь мы переходим к тем рисункам-репродукциям из старых журналов, для которых мне пока не удалось найти пару в виде фотографического оригинала.

Окрестности Москвы. Петровский дворец. Lerebours, 1842 г.:

КРУПНО

Как известно, самые старые из дошедших до нас снимки Москвы были сделаны в 1841-42 гг. французом по имени Ноэль-Мари Пеймаль Леребур.
К сожалению, мы не знаем, сохранились ли пластинки его дагерротипов и где они находятся, остались только сделанные с них художественные гравюры.
Всем известна репродукция его снимка Кремля, многим — виды Замоскворечья и собора Василия Блаженного, но почти никто почему-то не в курсе, что был и четвёртый снимок — с Петровским дворцом.

Collapse )

Журнальные рисунки как источник по ранней фотоистории России. Часть 5

В продолжение этого поста.

Изучение журнальных иллюстраций привело нас к заключению, что почти вся существующая датировка ранних фотографий Калуги является ошибочной.
Вот, например, снимок знаменитейших палат Коробова, который калужские краеведы датируют 1880 годом:


Однако в журнале "Всемирная иллюстрация" гравюра по этому снимку была опубликована ещё в 1874 году:
Collapse )

Журнальные рисунки как источник по ранней фотоистории России. Часть 3

В продолжение этого поста.

Как я уже писал, первую обширную коллекцию фотографических видов архитектурно-исторического наследия России создал М.Настюков, однако его работы до сих пор не систематизированы и их приходится собирать из разных источников. Одним из которых являются журнальные иллюстрации. Для некоторых из них уже удалось найти собственно фотографический оригинал.

Суздаль. Колокольня и памятник князя Пожарского. Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация" за 1875 год:


А вот как это выглядело на оригинальном снимке 1873 года:

Collapse )

Журнальные рисунки как источник по ранней фотоистории России. Часть 2

В продолжение предыдущего поста.

Политехническая выставка в Москве, 1872 год:

КРУПНО

Хотя там прямо написано, что "с фотографии Настюкова", довольно трудно представить этот рисунок в виде фото.
К сожалению архив Настюкова, который первым вёл съёмку действительно во всероссийском масштабе, дошёл до нас в виде разрозненных осколков, которые ещё предстоит собирать в единое целое.

Увы, заглавный снимок (не считая гравюры) известен пока только в виде плохенькой репродукции, к тому же сильно кадрированной:

Collapse )

Журнальные рисунки как источник по ранней фотоистории России. Часть 1

Занимаясь систематическим изучением фотоистории России я пришёл к интересному открытию: если журнальные рисунки (с конца 1850-х гг.) имеют геометрически правильный вид, то почти наверняка являются репродукцией с фотографии. В то время не было иного способа типографской (газетно-журнальной) печати снимков, для этих целей приходилось переводить их в как бы рисованные гравюры. Позднее, к концу 19 века, когда появилась технология непосредственного воспроизведения фотографий в массовых изданиях, их по традиции продолжали называть "рисунками".
Поскольку старинные журнальные иллюстрации-рисунки лишь в редких случаях содержат пометку "с фот. такого-то", до последнего времени практически никто даже не догадывался, что имеет дело именно с фотографиями.
Это открытие имеет большое значение для изучения ранних этапов видовой фотографии в России, т.к. в большинстве случаев исходники, увы, бесследно исчезли, уникальные альбомные репродукции погребены в архивах, а оцифрованные старые журналы всё чаще появляются в Интернете.
Однако даже если "нормальный" вариант фотографии сохранился, его журнальная репродукция имеет огромное значение для правильной датировки, поскольку даже специалисты очень часто не знают, насколько ранним является тот или иной снимок.

Чтобы не быть голословным, я решил сделать серию постов с конкретными примерами.

Вид в Кремле. В.Ф.Тимм Русский художественный листок, издаваемый с Высочайшего соизволения Василием Тиммом СПб., 1856 год:


Когда я впервые увидел 2-3 года назад этот рисунок Тимма, то подумал, какой фотографической точности достигла русская техника рисования к середине 19 века!
Лишь недавно мне стало понятно, откуда у этой точности "росли ноги".

Collapse )